Информационный портал nnIT

Оригинал документа: http://nnit.ru/analytics/a120029/


     
 

От продукта к сервису: слагаемые успеха

02.05.2012 07:00
Когда в мире о модели Software as a Service (SaaS) уже говорили как об одном из возможных путей дальнейшего развития ИТ-отрасли, в России такое новшество воспринималось на уровне «хорошо, но нам до этого еще далеко». Время движется стремительно, в особенности в том, что касается информационных технологий, и сегодня на российском рынке мы уже можем наблюдать, как SaaS становится не просто реальностью, а тем направлением, которое многие компании рассматривают как стратегическое при развитии своей ИТ-инфраструктуры. Разработчики ИТ-решений со своей стороны активно реализуют проекты по предоставлению решений по модели SaaS. Особенности этого процесса мы рассмотрим на примере проекта, реализуемого компанией «Электронные Офисные Системы» (ЭОС). Некоторое время назад было объявлено о коммерческом запуске сервиса, предоставляющего доступ к ECM-системе eDocLib по модели SaaS.

Облачная неизбежность

Отмечая предпосылки, которые оказывают влияние на распространение модели SaaS как в России, так и на мировом рынке, эксперты, прежде всего, называют значительное увеличение скорости передачи данных и развитие широкополосного доступа в Интернет. В случае с российским рынком можно также говорить об определенной «моде» на технологии виртуализации, тогда как для западных рынков больше характерна «мода» на «зеленые» технологии. Для потенциальных потребителей ИТ-сервисов, разумеется, наиболее актуальны вопросы гибкости и масштабируемости используемых решений, а также нацеленность на быстрый возврат инвестиций (так называемые «короткие деньги»). Все это становится доступным при использовании сервисов по рассматриваемой модели.

«На сегодняшний день на рынке уже существуют достаточно крупные компании, которые уже на начальном этапе развития своей ИТ-инфраструктуры закладывают возможность работы именно по модели SaaS и сознательно постепенно отказываются от наращивания собственной физической серверной инфраструктуры при развитии ИТ-составляющей бизнеса, поэтапно переходя к модели аренды мощностей и необходимых решений. Другой нишей, в которой SaaS-решения находят своих потребителей, является малый и средний бизнес. Интерес со стороны этой категории клиентов обусловлен уменьшением затрат на поддержку ИТ-инфраструктуры, что особенно актуально для SMB. В частности, мы рассчитываем, что с запуском решения eDocLib по модели SaaS у наших потенциальных клиентов из сегмента SMB пропадут последние сомнения относительно использования этого продукта», - говорит менеджер по продуктам компании «Электронные Офисные Системы» Сергей Полтев.

Выбор партнера

Предоставлять продукты по модели SaaS невозможно без качественной телекоммуникационной инфраструктуры. Каналы связи, по которым конечный пользователь получает доступ к продукту, должны быть надежными и обладать высокой пропускной способностью. С этой точки зрения компании-производителю решения необходимы партнеры из числа телекоммуникационных операторов, которые способны организовать доступ к продукту для всех клиентов и интересующихся продуктом пользователей. Выбор такого телекоммуникационного партнера – важный аспект при запуске проекта и на некоторые моменты следует обратить особое внимание.

Эксперты, в частности, говорят о том, что при выборе партнера следует обращать внимание на провайдеров, обладающих прямыми каналами связи с крупными интернет-провайдером и имеющих присутствие на точках обмена трафиком.

Важным аспектом является также проведение нагрузочного тестирования на сети оператора при подготовке к запуску проекта, а также наличие у партнера ресурсов, которые позволят оперативно масштабировать SaaS-сервис по мере необходимости и предоставлять услугу стольким клиентам, скольким она требуется. В частности, в рамках проекта компании ЭОС партнером выступает универсальный оператор связи «Инт-Информ», обладающий достаточными ресурсами и с точки зрения собственных каналов связи, и в части серверных мощностей.     

Еще один момент, на который рекомендуется обратить внимание это  компетентность службы технической поддержки оператора услуги.  В случае с предоставлением облачного сервиса eDocLib, компания«Инт-Информ» завершает процесс обучения сотрудников службы технической поддержки. С технологической точки зрения сейчас уже все готово к началу предоставления услуги в штатном режиме.  

«Допилить» под «облако»

Как отмечают эксперты, с точки зрения разработчиков решений в ходе реализации проекта по переводу «коробочных» продуктов на предоставление по модели SaaS существует необходимость в некоторой  доработке самого продукта. Некоторые уверены, что если просто взять готовый «коробочный» продукт и начать его предоставлять по рассматриваемой модели, то можно столкнуться с определенными трудностями. Применительно непосредственно к решению eDocLib, как отмечают в компании ЭОС, серьезных доработок самого продукта для его предоставления по модели SaaS не потребовалось. Объясняется это тем, что данное решение ЭОС изначально построено на технологиях, предусматривающих возможность работы в «облачной» среде. 

Особенностью продукта, предоставляемого по модели SaaS, является то, что клиент получает доступ к решению быстро и также быстро происходит развертывание услуги. «Как только клиент дает свое согласие на получение сервиса по модели SaaS, он должен в кратчайшие сроки получить доступ к услуге, получить необходимую консультацию относительно аспектов ее предоставления и получить обслуживание сервиса технической поддержки в соответствии с тем уровнем, который предусмотрен в рамках выбранного тарифного плана по услуге», - отмечает Сергей Полтев. 

Именно в этом аспекте, то есть в выстраивании всей цепочки бизнес-процессов работы с клиентом, которые необходимы для предоставления услуги по SaaS, заключается одно из основных направлений доработки. В частности, ЭОС и «Инт-Информ» сейчас осуществляет «тонкую настройку» всей цепочки бизнес-процессов, связанных с продажей и последующим обслуживанием сервиса. «Предоставление программного обеспечения как услуги, принципиально отличается от использования коробочного продукта, как для покупателя, так и для продавца. Поэтому подготовка всех процессов производства услуги и взаимодействия с партнерами, а так же ориентированность компании на сервисную модель, это то, что нужно для того чтобы сделать SaaS-сервис из коробочного продукта» - комментирует директор по развитию компании «Инт-Информ» Андрей Королев.

Не стоит также забывать и о формальной стороне вопроса в рамках предоставления «ПО как услуги». Минимизации рисков с точки зрения качества предоставляемого сервиса как для потребителя, так и для провайдера услуги  может служить заключение соглашения об уровне сервиса (SLA), которое содержит описание предоставляемой услуги, а также измеряемые параметры качества услуги (например, максимальное время простоя, максимальное общее  время недоступности сервиса в месяц и тому подобное).

Тестирование

Не менее важным процессом при запуске любого нового сервиса, а в особенности при запуске услуги, предоставляемой по модели SaaS, является стадия тестирования сервиса, в том числе и стресс-тестирование аппаратной платформы. На этом этапе в процессе принимают участие как разработчик решения, так и оператор, который обеспечивает доступ к услуге.

В случае с eDocLib, тестирование проводилось совместно специалистами компаний ЭОС и «Инт-Информ». Основной задачей тестирования была проверка соответствия сервиса заданным критериям качества и выработка рекомендаций по масштабированию аппаратной платформы.

Для проведения измерений с помощью соответствующего инструментария MicrosoftVisualStudio была создана процедура, выполняющая типовые пользовательские операции с данными, хранящимися в системе eDocLib («загрузка документа», «чтение документа», «поиск документа по реквизитам» и тому подобное), и реализующая модель нагрузки на систему, соответствующую типовым сценариям ее использования. В ходе проведения тестов фиксировалось время отклика системы в зависимости от числа активных пользователей и параметров виртуального сервера, на котором была установлена система.

Согласно полученным результатам, сервис eDocLib, развернутый на выделенном сервере провайдера (4 Гбайт ОЗУ, ЦП Xeon 2,67*4), обеспечивает выполнение поиска документа по набору реквизитов не более чем за три секунды при одновременной работе до тысячи пользователей.

«Обкатка» решения в рамках определенного количества пилотных инсталляций также является необходимым условием для дальнейшей корректной работы решения. В частности, в рамках проекта, реализуемого ЭОС, на данном этапе осуществлены инсталляции продукта eDocLib по модели SaaS у нескольких десятков клиентов ЭОС.

Еще одной из инициатив в рамках запуска облачного сервиса стало проведение дополнительной серии онлайн-семинаров по платформе eDocLib для разработчиков, на которых были рассмотрены дополнительные возможности, связанные с запуском eDocLib как облачного сервиса, востребованные, в первую очередь, разработчиками мобильных приложений.

Автор: Денис Шишулин (info@mskit.ru)

Рубрики: Интеграция, ПО

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
   
     


Copyright 2004 nnIT. Все права защищены
Перепечатка материалов приветствуется при ссылке на www.nnIT.nnit.ru
Ресурс разработан и поддерживается компанией Peterlink Web