Добавить новость
Добавить компанию
Добавить мероприятие
Тесты цифровой техники
|
|
|
Продажи бытовой техники и электроники (БТЭ) в РФ, 2008-2010г.
22.02.2011 14:16
версия для печати
Согласно мнению экспертов, Россия формально стоит на четвертом месте по потреблению бытовой электротехники и радиоэлектроники в Европе. Место России на мировом рынке бытовой электротехники и радиоэлектроники соответствует ее современному экономическому, потребительскому и промышленному потенциалу, что ставит страну в число периферийных рынков с весьма ограниченными возможностями для значительного дальнейшего роста. После завершения «потребительского бума» 90-х годов (происходившего в условиях ограниченной платежеспособности российских потребителей) и насыщения «первичного» спроса, в настоящее время российский рынок имеет вполне сложившийся характер и развивается преимущественно как рынок «вторичного» потребления (для замены техники в соответствии с ее жизненным циклом), за исключением новых появляющихся сегментов и видов продукции. В сравнении с западными рынками, маржинальность (доходность от поставок и продаж) российского рынка бытовой техники для иностранных производителей техники сравнительно невысока. На сегодняшний день фактически на рынке России доминирует недорогая техника с невысоким уровнем добавленной стоимости. Сам модельный ряд, представленный в стране, намного уже ряда, представленного на западе. По количеству продаж, в наиболее интересном для ведущих производителей премиальном сегменте, Россия проигрывает западным, а по общему объему сделок азиатским странам. Кроме того, на конъюнктуре сказался и кризис. В 2009 г. многие российские потребители отложили покупку вещей, которые нельзя отнести к предметам первой необходимости, пошатнулась налаженная система потребительского кредитования, сильно вырос валютный курс, в результате чего подорожали комплектующие. В России падение рынка бытовой техники, по разным оценкам, в 2009 г. составило 20 - 30% (более чем 40% в долларовом выражении) – фактически, до уровня 2006 г. Тем не менее, оценка аналитиков AS MARKETING (ООО Академия Сервис) оптимистична, по итогам 2010 г. российский рынок бытовой электротехники и радиоэлектроники вырастет приблизительно в полтора раза и практически выйдет на предкризисный уровень, а в рублевом выражении превзойдет его. Таким образом, за 2009 и 2010 гг., совокупный стоимостной объем производства в стране бытовой электротехники и радиоэлектроники в 2010 г. составит около 125 млрд. руб. (немногим более 4 млрд. долл.), что вдвое больше, чем в 2005 г. и соответствует уровню 2007-2008 гг. (в долларовом выражении – приблизительно на 10-15% ниже). После снижения выпуска в 2009 г. к показателю предыдущего года на 17% (при пересчете в доллары США по курсу – на 35%), в 2010 г. рост стоимостного объема производства в РФ бытовой электротехники и радиоэлектроники составит около 28% (по оценке на базе данных за 10 месяцев). В России в настоящее время выпускается почти вся номенклатура бытовой электротехники и радиоэлектроники, однако преимущественно производство представляет собой лишь сборку изделия из импортируемых комплектующих. Формально основная часть потребляемых в России холодильников, стиральных машин, телевизоров, газовых и электроплит, производится в настоящее время отечественными предприятиями (и доля их растет). Однако большинство заводов принадлежит иностранным компаниям или осуществляет для них контрактное производство определенных моделей. Российских торговых марок осталось на рынке крайне немного, и они постепенно исчезают, отчасти замещаясь импортным предложением (рис. 1). рис. 1 Совокупный оборот экспортно-имортных операций на рынке бытовой техники, 2009 г. Развитие и локализация как собственного, так и иностранного производства бытовой техники и электроники не является приоритетным направлением промышленного производства, по сравнению, к примеру, с локализацией и развитием автомобильной промышленности. Кроме того, не делается попыток поддержать отечественные производства, как это происходит в отношении производителей телекоммуникационного оборудования, где компании могут рассчитывать на налоговые льготы. Слабый интерес к отрасли со стороны Правительства объясняется тем, что к наиболее высокотехнологичной отрасли бытовую технику и электронику отнести сложно, а число создаваемых производителями рабочих мест в стране в абсолютных цифрах не столь велико. Таким образом, развитие рынка (обеспечение притока «новинок» на рынок), происходит за счет экспортно-импортных операций. В совокупном объеме структуры экспортно-импортных операций, явным лидером выступает категория «Телефония-Новигация-ПК», формируя почти 50% экспортно-импортных операций (рис. 2). рис. 2 Структура российских экспортно-импортных операций на рынке бытовой техники, 2009 г.
Емкость российского рынка бытовой электротехники и радиоэлектроники (рассчитанная как балансовый показатель производства импорта и экспорта) по оценке AS MARKETING, увеличившись в полтора раза, достигла в 2010 г. почти 18 млрд. долл., выйдя на уровень 2007 г. рис. 3 Структура товарооборота по категориям продукции, 2009 г. По данным исследований торговых сетей, в структуре российского импорта, в 2010-м с существенным отрывом лидируют ноутбуки (26,6%) и мобильные телефоны (24,5%). Причём импорт конкретно ноутбуков в 2010 году вырос в 2,4 раза в штучном эквиваленте и достиг в денежном выражении 3,8 млрд долларов. рис. 4 ТОП-10 товаров электробытовой техники по импорту, % C учетом спада потребительского спроса в 2009 г. сократились объемы в каналах продаж. На топ компании приходится (Media Markt, Эльдорадо, М.Видео, Технисила, Domo) около 7,8 млрд. долл. Остальную часть оборота составляют региональные и локальные сети. Таким образом, корреляция такова – чем выше уровень насыщенности федеральных округов региональными и локальными сетями, тем выше средний уровень оценки оборотов магазинов. Для сравнения в середине 90-х доля сетевой розницы составляла менее одного 1%. Сегодня она увеличилась до 70%, а к 2011 г. она увеличится до 80%, учитывая последние тенденции российского рынка. По ценовой политике розничные сети подразделяются на следующие группы:
Доля интернет-продаж сегодня не так велика, но есть перспективы роста. Большая часть таких продаж приходится на Москву и Санкт-Петербург, а также на города - миллионники. Там более развиты системы электронных платежей: покупатели активно пользуются кредитными картами и имеют постоянный доступ в Интернет. Одним из методов развития розничных продаж в последние годы, является выпуск товаров под собственной торговой маркой (Private label - PL). Первой в области вывода PL на российском рынке бытовой электроники является сеть «Эльдорадо». Продажу мелкой бытовой техники и телевизоров под несколькими марками, владельцем которых она являлась, компания начала в 2000 г. Стратегия PL на рынке бытовой техники и электроники только начала формироваться, и будет развиваться, чему способствует растущая конкуренция между ритейлерами на консолидированном рынке БТЭ. Автор исследования: Казанцев Т.В., AS Marketing (ООО Академия Сервис) Редактор раздела: Юрий Мальцев (maltsev@mskit.ru) Рубрики: Торговые сети, Оборудование Ключевые слова: магазин электроники
наверх
Для того, чтобы вставить ссылку на материал к себе на сайт надо:
|
|||||
А знаете ли Вы что?
NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода и Поволжья
|
||||