rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Нюансы кластерной политики на Тверском форуме

В рамках завершившегося восьмого Тверского социально-экономического форума «Информационное общество» прошел круглый стол, посвященный региональным ИТ-кластерам. Собравшиеся эксперты и представители ИТ-кластеров рассмотрели разные аспекты, связанные с кластерной политикой в стране и высказали свою точку зрения относительно «болевых точек», среди которых были отмечены такие как проблема четкого целеполагания, нехватка ресурсов, определение наиболее перспективных ниш для деятельности и так далее.

Согласно данным Минэкономразвития, развитие территориальных кластеров в России является одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики и интенсификации механизмов частно-государственного партнерства. С их помощью предполагается достижение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики. На сегодняшний день в различных российских регионах работает ряд ИТ-кластеров, самыми раскрученными, и, очевидно, наиболее успешными являются кластеры Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Республики Татарстан.

Значительная часть ИТ-экспертов говорят о том, что для того, чтобы быть успешным, кластер должен сложиться, а также соответствовать ряду параметров. 

Как отметил президент РУССОФТ Валентин Макаров, для успешного развития кластер должен быть междисциплинарным, кроме того, для ИТ это предполагает определенный уровень зрелости и уже сложившуюся структуру.  В России существуют, по крайней мере, три  ИТ-кластера, которые признаны глобальным мировым сообществом: Москва, Петербург и Нижний Новгород.  Если говорить о петербургском ИТ-кластере, то в нем представлены, во-первых, производители услуг по разработке программного обеспечения, входящие в сотню мировых поставщиков ИТ-услуг. Вторая большая группа – это продуктовые компании: «Промт», «Центр речевых технологий», Spb Software  и другие.  Также для Петербурга характерно, что в нем представлен целый ряд компаний-представительств крупных зарубежных корпораций. В городе есть вузы, входящие в десятку мировых вузов по классификации ICN, которые участвуют в мировых олимпиадах по программированию. «Официально мы можем себя принижать, но мировое сообщество признает, что в России есть мирового уровня города, в которых эти кластеры есть», - отметил Валентин Макаров.

Представитель комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Илья Пономарев выступил с критикой современной кластерной теории, отметив ее спекулятивность и ориентацию сначала на инструменты и институты, а только потом на цели.

По словам спикера, данная теория  была предложена в 90-е годы Гарвардской бизнес-школой. Это была попытка описать задним числом то, что уже сложилось в Соединенных Штатах, и экстраполировать на другие регионы мира с точки зрения развития инноваций.

В частности, было предложено определение, что кластер - это географическое образование, на котором существует критическая масса кадров, технологий и  поставщиков услуг, необходимых для создания бизнесов. Далее предлагалась классификация по географическому, территориальному признаку и так далее. 

Однако, как отметил Илья Пономарев, пока в человеческой истории не существует примеров, подтверждающих научный характер этой теории, и построить по ней ничего нельзя: «Ни одна из успешных экосистем не складывалась из режима «снизу-вверх», включая Силиконовую долину, Бостонскую зону, не говоря про другие страны, такие как Израиль, Тайвань, Финляндия, Сингапур, Китай. Всюду был стартовый толчок в виде тех или иных государственных инициатив. При этом существуют разные результаты применения тех или иных государственных действий. Примеров неудач гораздо  больше. Экосистема должна сложиться», - отмечает выстувавший.

Необходимо понимать, какая задача будет решаться ИТ-кластерами в рамках страны,  и под  нее предлагать инфраструктуру. Мировая практика показывает, что когда формулируется чисто технологическая цель, то проект оказывается, как правило, неудачным, даже если можно правильно угадать, что является перспективным с точки зрения развития.  

Еще один важный аспект, связанный с целеполаганием при создании ИТ-кластеров, обозначил генеральный директор «Российской венчурной компании» Игорь Агамирзян. Он акцентировал внимание на том, что необходимо определять не технологии, а зоны компетенции и конкурентоспособности, поскольку маржинальность бизнеса  существенно отличается в разных зонах жизненного цикла продукта.

Так в зоне RND выработка имеет вначале довольно высокие показатели, затем резко падает в некоторых секторах экономики в зоне массового производства, и достигает максимальных значений в области продаж и маркетинга и продаж с добавленной стоимостью. То есть, в том, что в России сегодня делать не умеют.

В качестве примера спикером была приведена компания Foxconn, которая производит  продукцию для HP, Sony, Apple, и чей оборот составляет порядка $60 млрд в год, а капитализация $1 млрд. Для сравнения, у HP, которая сама компьютеры не собирает, капитализация свыше $100 млрд.

«Это соотношение показывает, насколько невыгодно материальное производства, и насколько выгодно производство интеллектуальной собственности и нематериальных активов, - отметил Игорь Агамирзян. -  Это все высокомаржинальные бизнесы с огромной выработкой. Реальная проблема заключается в том, что ни у кого нет реального понимания, а в какой собственно зоне компетенции, зоне жизненного цикла продукта, мы хотим вообще позиционироваться».

Если посмотреть на то, как на практике развиваются российские ИТ-кластеры, то необходимо отметить, что у каждого кластера своя специфика, ресурсная база, модель развития и так далее. При этом ряд проблем остается общим, в частности, нехватка квалифицированных специалистов. В качестве примера можно привести выступление заместителя министра информатизации и связи Республики Татарстан Динара Насырова.

ИТ-кластер на государственном уровне в Республике Татарстан активно развивается с 2005 года.  Для того чтобы достичь одну из заявленных целей, а именно доли 7% в структуре экономики Республики, требуется порядка 20 тысяч ИТ-специалистов. На сегодняшний день в ИТ-парке  работает только 1000 человек, и возможности их размещения уже исчерпаны, то есть, для того, чтобы разместить 20 тысяч человек потребуется еще 20 технопарков, что в принципе неэффективно. В это же время вузы выпускают чуть более 1тысячи специалистов, из которых реально на работу можно брать 200-300 человек.  В Республике пошли путем активизации работы за ее пределами, в частности, больше половины резидентов получают выручку за пределами Татарстана, а также привлечения к работе западных компаний.

Автор: Алексей Писарев (info@mskit.ru)

Рубрики: Интернет, Оборудование, Web

Ключевые слова: технопарк, ИТ инфраструктура, ИТ решение, высокие технологии, информационные технологии

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода и Поволжья

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

ITSZ.RU: последние новости Петербурга