rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Официальное заявление НАДИКС в связи с привлечением интернет-провайдеров к ответственности за распространение информации экстремистского характера

В последнее время в средствах массовой информации ведется широкая дискуссия на тему – обязаны ли операторы связи (интернет-провайдеры) ограничивать доступ к интернет-ресурсам. В данной дискуссии отчетливо видна позиция органов прокуратуры: «Многочисленные нарушения в сети Интернет обусловливают необходимость ограничения доступа к ряду сайтов, содержащих незаконную информацию, и для этого есть правовые основания» (http://www.interfax.ru/society/news.asp?id=190276).

Национальная ассоциация домовых информационно-коммуникационных сетей (НАДИКС), как отраслевое объединение операторов связи, безусловно, поддерживает борьбу правоохранительных органов и, в частности, прокуратуры, с распространением информации экстремистского характера, в том числе, посредством сети Интернет. В то же время, НАДИКС считает, что обеспечение надзорных функций должно происходить без нарушения принципов сбалансированности методов, чтобы не привести «благое» стремление к недопустимому ограничению прав и свобод граждан, а также к привлечению к ответственности лиц, не связанных противозаконными действиями.

В настоящее время в действующем российском законодательстве отсутствуют нормы, прямо обязывающие операторов связи блокировать доступ к экстремистским ресурсам. Основной аргумент прокуратуры, а равно и суда: если оператор связи предоставляет абоненту доступ в сеть Интернет, следовательно, предоставляет доступ к информации, а значит — данная деятельность оператора связи может способствовать распространению экстремистской информации.

Особенность предоставления услуг связи по доступу к сети Интернет заключается в том, что необходимая информация формируется и используется самими пользователями сети Интернет. Основное назначение интернет-провайдера — предоставление возможности пользователю сети Интернет получать информацию из информационной сети, обмениваться информацией с другими пользователями. Следовательно, передача информации осуществляется не по схеме «оператор связи - абонент», а по схеме «абонент - оператор связи - абонент». Оператор связи при этом выполняет роль «маршрутизатора» наподобие перевозчика или Почты России — за содержимое информации не отвечает, но доставить информацию в неизменном виде обязан.

Оператор связи предоставляет абонентам доступ не в саму физическую сеть Интернет, с размещенными в ней ресурсами, а предоставляет пользователям возможность пользоваться указанными ресурсами по своему усмотрению. Оператор связи не отвечает за содержание сайтов Интернета, он лишь «перенаправляет» запросы пользователя от одного сервера к другому, и в процессе оказания интернет-услуг не осуществляет никакого распространения информации.

В настоящее время в России отсутствует нормативное регулирование ответственности интернет-провайдеров за то, что их абоненты имеют доступ к запрещенным ресурсам. Однако совершенно очевидно, что оператор связи не вправе решать, носит ли содержимое (контент) web-сайта законный или незаконный характер, и, как следствие, не может нести ответственность за размещенные кем-то в сети Интернет ресурсы.

В нормах ФЗ РФ от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» также не содержится норм, обязывающих оператора связи, вводить ограничения на доступ к определенным видам информации. В нормах ст. 13, ст. 15 этого ФЗ определен круг лиц и их ответственность за осуществление экстремистской деятельности и за распространение экстремистской информации. Операторы связи в их числе прямо не указаны.  При признании судом тех или иных материалов экстремистскими, суд принимает решение о конфискации таких материалов. Однако, как видно на практике, все web-сайты, признанные экстремистскими, существуют и открыты для публичного просмотра.

В качестве примера ошибочного определения круга лиц, ответственных за доступ к незаконному контенту, можно привести схему проведения ряда прокурорских проверок в среднеобразовательных школах России. Так, в ходе проведения указанных проверок работники прокуратуры со школьных компьютеров выходят в сеть Интернет и заходят на сайты, содержащие материалы, признанные в судебном порядке экстремистскими. После указанных действий в адрес интернет-провайдеров, обеспечивающих школам доступ в сеть Интернет, выносятся соответствующие представления органов прокуроры либо работники прокуратуры обращаются в районные суды с соответствующими исковыми заявлениями, в соответствии с которыми операторы связи обязаны блокировать доступ к указанным выше сайтам. Суды, как правило, встают на сторону органов прокуратуры и выносят решения по данным вопросам с удивительным единодушием (Пример, http://prokrf.ru/11610). Общеобразовательные школы при этом либо вообще не привлекаются к ответственности за отсутствие на школьных компьютерах обязательных контентных фильтров, либо получают указания по их установке.

Кроме того, хотелось бы привести в качестве примера случай, когда, наверное, единственный раз в современной российской истории интернет-провайдеру с методологической, юридической и организационной помощью НАДИКС удалось в суде доказать свою непричастность к распространению экстремистской информации. Так весной 2011 года Люберецкий городской прокурор в защиту неопределенного круга лиц пытался через Люберецкий городской суд обязать интернет-провайдера, являющегося членом НАДИКС, блокировать некий интернет-ресурс, содержащий экстремистские материалы. Своим решением от 08 июня 2011 года по гражданскому делу №2-3350/11 Люберецкий городской суд Московской области оставил исковое заявление Люберецкого городского прокурора без удовлетворения. 11 августа 2011 года Московским областным судом решение Люберецкого городского суда Московской области от 08 июня 2011 года было оставлено без изменения, а кассационное представление прокуратуры - без удовлетворения.

Следует отметить, что вопрос обоснованного, но в тоже время объективного и корректного регулирования доступа к контенту в сети Интернет, требует тщательного изучения с привлечением ведущих специалистов и экспертных организаций.

НАДИКС готова оказывать правоохранительным органам, в том числе, прокуратуре, помощь в выработке и реализации плана мероприятий по борьбе с экстремизмом в сети Интернет.

Считаем возможным в рамках программы расширения взаимодействия правоохранительных органов с институтами гражданского общества организовать рабочую группу по разработке и внедрению предложений по реализации задачи борьбы с экстремизмом в сети Интернет, включающую в себя специалистов всех заинтересованных сторон.

Оценка результатов и положительного эффекта деятельности указанной рабочей группы, позволит выйти с законодательными инициативами, а также позволит расширить взаимодействие по данному вопросу с Правительством Российской Федерации.

****

Национальная Ассоциация домовых информационно-коммуникационных сетей (НАДИКС) объединяет в своих рядах крупнейших операторов связи России. Члены НАДИКС оказывают физическим и юридическим лицам на территории Российской Федерации самый широкий спектр услуг связи, включая услуги связи по доступу в сеть Интернет. 

Редактор раздела: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Интернет, Регулирование

Ключевые слова: интернет провайдеры, интернет, доступ в интернет, домашний интернет, широкополосный доступ, домашняя сеть, домашние сети, домовые сети , ШПД

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода и Поволжья

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

ITSZ.RU: последние новости Петербурга