rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 

Аутсорсинг - явление кросскультурное

11 октября 2011 года в Москве прошел III Ежегодный форум «АСТРА. Версия 2.011». Участники форума констатировали, что аутсорсинг как модель взаимодействия предприятий и как профессия устоял в нелегкое кризисное время. Однако, не смотря на глобальную тенденцию выведения непрофильных для бизнеса сервисных функций на аутсорсинг, в России она проявляется пока слабо. Культура отечественного ИТ-аутсорсинга пока оценивается как низкая.

Согласно ежегодному информационно-аналитическому отчету Ассоциации стратегического аутсорсинга «АСТРА», подготовленного на базе исследования in4media осенью 2010 года, в мире продолжает быстро расти доля предприятий, увеличивающих объемы работ, переданных на аутсорсинг.

Агентство Forresrer Resesrch прогнозировало, что мировой рынок ИТ-аутсорсинга в 2011 году достигнет $254 млрд и составит более 15% рынка ИКТ. Совместно рынок ИТ-услуг и аутсорсинга достигнет в 2011 году $563 млрд и составит более трети мирового рынка ИКТ.

По оценкам Forresrer Resesrch, объем рынка ИТ-аутсорсинга в регионе EMEA в 2010 году вырос на 3% и составил $7 млрд. Это менее 10% общего объема рынка ИКТ данного региона ($76 млрд). Аналитики Forresrer Resesrch считают, что в регионе EMEA сектор ИТ-аутсорсинга будет расти высокими темпами, как в 2011 году, так и в 2012 году. В текущем году рост может составить 18%, в 2012 году – 15%.

В 2010 году российский сектор ИТ-аутсорсинга вырос на 21% и составил $1,030 млрд. Прогнозируется, что в текущем году динамика роста увеличится до 25% и рынок сможет достичь отметки в $1,3 млрд. Среднегодовой рост сектора ИТ-аутсорсинга в период 2006-2011 годы составил 20%.

По данным исследования АСТРА, сегодня большинство российских поставщиков не предоставляют услуги ИТ-аутсорсинга на экспорт. Только 21% опрошенных уже предоставляют услуги зарубежным заказчикам, 11% планировали начать делать это в 2011 году.

Крупнейшими отечественными поставщиками услуг ИТ-аутсорсинга на коммерческой основе (с оборотом $75-100 млн в год) являются компании КРОК, Optima Services, «СБСистем» и «Россервис». Для компании КРОК ИТ-аутсорсинг составляет менее 10% бизнеса. Остальные из перечисленных компаний целиком специализируются на аутсорсинге.

Мэтт Шокли (Matthew Shocklee), COP, вице-президент IOAP, Global Ambassador, GSOS CEO

Мэтт Шокли (Matthew Shocklee), COP, вице-президент IOAP, Global Ambassador, GSOS CEO, рассказал, что в США самым быстрорастущим сектором потребления услуг аутсорсинга являются правительственные структуры. Он отметил, что сегодня акцент спроса сместился на инновационные услуги. Также на западе сам термин «аутсорсинг» уступил место термину collaboration – «сотрудничество». «Компании должны уметь быть партнерами», - подчеркнул Мэтт Шокли.

Будущий успех отрасли зависит от того, смогут ли ее участники создать необходимые стандарты услуг, которые будут направлены на людей, технологии и процессы. Мэтт Шокли также отметил, что аутсорсинг – это явление кросскультурное, объединяющее знания и практику. В декабре текущего года IOAP и АСТРА планируют провести в Москве трехдневный семинар для обучения двадцати сотрудников низового звена аутсорсинговых компаний с дальнейшей их сертификацией. Это будет пробное обучение, чтобы проанализировать, какого типа обучение и в какой форме более всего подходит российским аутсорсерам.

Председатель Совета директоров, «АйТи», Тагир Яппаров считает, что в российской ИТ-индустрии реального аутсорсинга не получилось. К этой модели взаимоотношений не готовы ни заказчики, ни поставщики услуг. Сейчас в России аутсорсингом называют рынок простых сервисных контрактов. Многие компании из своих ИТ-подразделений сделали дочерние фирмы, услугами которых они пользуются. Такая модель не является рыночной, так как заказчики не выходят на рынок.

Аутсорсинговые компании обычно покрывают свои риски, заключая долгосрочные контракты – до пяти лет и более. В России заказчики предпочитают заключать контракты не долее, чем на один год. Крупные западные вендоры, работающие в России, не хотят вкладываться в отечественный аутсорсинг, отчасти поэтому отрасль все еще находится в застывшем виде.

Тагир Яппаров также перечислил новые тренды последнего времени. Технологический тренд – развитие Cloud. Далее – все обостряющийся дефицит квалифицированных кадров, отсюда стремление заменить человека машинами везде, где есть такая возможность. Кроме того, постепенно наступает время, когда услуги ИТ будут «услугами из розетки». Однако «из розетки» можно получить только простые услуги. Поэтому переход будет долгим и сложным через гибридную модель: услуга «из розетки» в сочетании со сложной услугой, специально поставляемой конкретному заказчику.

Александр Галицкий, партнер Almaz Capital, говоря об «облачных» технологиях, подчеркнул, что в «облаке» нужны разные слои. Между тем в России не могут обеспечить cloud на самом нижнем, инфраструктурном уровне. В стране практически нет инженеров, способных спроектировать «вентиляционные полы» для дата-центров. Специалистов приглашают на Западе, либо привозят полы с того же Запада. Кроме того, все существующие отечественные проекты уже устарели. «Облачная» технология должна позволять работать в среде отказов инфраструктуры, что не одно и то же, что отказоустойчивая среда. Иначе говоря, дата-центров в России для «облаков» нет.

Дмитрий Лощинин, COP, генеральный директор, Luxoft, отметил, что конкуренция на мировом рынке аутсорсинга становится все более жесткой. Чтобы выжить в такой среде, аутсорсер должен быть лидером не только в своей стране, но и в мире. Средним компаниям в этой отрасли выжить очень тяжело, особенно, если аутсорсер начинает с нуля, то есть является стартапом.

Помочь сформироваться и вырасти таким компаниям могли бы, например, инвестиции венчурных фондов. Однако, по словам генерального директора и Председателя правления РВК Игоря Агамирзяна,  венчурным инвесторам сервисные проекты не интересны. Все венчурные фонды работают на рыночном ожидании капитализации инвестируемой компании. Вместе с тем, аутсорсинг может быть привлекательным, как устойчивый бизнес, полезный для поддержания устойчивости экосистемы бизнеса в целом. Например, в Кремниевой долине соотношения разработчиков и сервисных компаний – один к пяти.

Аутсорсинг – это «мягкая» инфраструктура, набор услуг для компаний, создающих новые продукты и технологии. Для развития такой инфраструктуры нужны специальные инвестиционные фонды, имеющие не венчурный характер.

Автор: Елена Шашенкова (info@mskit.ru)

Рубрики: Интеграция, Outsourcing

Ключевые слова: аутсорсинг, бизнес аутсорсинг, ит аутсорсинг, компания аутсорсинг, проекты аутсорсинга, расчет аутсорсинга, рынок аутсорсинга, услуги аутсорсинга, outsourcing, ИТ инфраструктура, ИТ решение, ИТ услуги, информационные технологии

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода и Поволжья

09.04.2024 Яндекс представил Карты с персональными рекомендациями

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

ITSZ.RU: последние новости Петербурга