Информационный портал nnIT

Оригинал документа: http://nnit.ru/news/n112536/


     
 

Рунет пошел на обгон: итоги развития рынка web в 2011 году

28.12.2011 07:00
2011 год стал прорывным для Рунета, показавшего рост по всем ключевым направлениям. Рынок интернет-рекламы вышел по объемам на второе место. Увеличение проникновения Интернета в регионы, снижение стоимости мобильного трафика и т.д. положительно сказались на приросте российской аудитории Интернета и т.д. Скорее всего, тенденция к активному росту Рунета сохранится и в следующем году. Естественным также стало активное проникновение «облачных» и мобильных решений в сферу управления сайтами.

Цифры и факты

По данным ComScore, по итогам 2011 года Россия вышла на первое место по числу интернет-пользователей в Европе, обойдя Германию. За октябрь число уникальных пользователей в России составило 51,6 млн. человек. При этом у рынка есть хороший потенциал, хотя целый ряд развивающихся стран с более низкой базой по темпам, конечно, будут обгонять Россию.  

Аудитория мобильного Интернета, согласно исследованию, проведенному J'Son & Partners, по итогам года составит 43 млн человек, что выводит российский рынок на второе место в EMEA. Трафик с мобильных устройств в следующие несколько лет по прогнозам будет каждый год «удваиваться» на фоне постоянного снижения его стоимости.

2011 год оказался богат на события. В первую очередь, необходимо выделить выход на IPO компании «Яндекс». Напомним, что в период кризиса 2008-2009 гг. от IPO компания отказалась. Соответственно, принятое решение дало экспертам возможность говорить о том, что российский рынок стал привлекательным для иностранных инвесторов и, в целом, более зрелым. Сама компания получила ресурсы для более активного выхода за пределы России. В результате, в течение года можно было наблюдать как ошеломительный рост более чем на 40 % котировок акций Yandex N.V. в первый час торгов на бирже Nasdaq, так и резкое падение их стоимости.

Из других крупных сделок отметим также покупку Mail.ru Group части акций «ВКонтакте», благодаря чему компания DST смогла усилить свои позиции на рынке социальных сетей.

На рынке доменов в числе событий можно назвать появление первых доменов верхнего уровня MOSCOW и .МОСКВА, которые будут предназначены для российской столицы, а также XXX, ориентированного на представителей индустрии 18+. Активное обсуждение в сообществе вызвал конфликт, связанный с обвинениями регистратора «Региональный сетевой информационный центр» (Ru-Center) в нарушении антимонопольного законодательства.

В середине июля Twitter запустил кириллические хэш-тэги, резко ставшие популярными  российском сегменте микроблога. Было достаточно много примеров выводов российских хэш-тэгов в Trending topics. Между тем, по данным Яндекса, у Twitter порядка 1 680 670 блогов в Рунете.

«На мой взгляд, Twitter достаточно активно развивается в России, чему способствовал перевод сервиса на русский язык. Twitter — социальная сеть, которая рассчитана на мгновенную реакцию. Потому его популярность напрямую зависит от популярности мобильных устройств, позволяющих им пользоваться», — говорит Екатерина Текунова, директор по маркетингу группы компаний Hosting Community.

Реклама в Интернете

Уже несколько лет сегмент интернет-рекламы показывает наибольший темп роста в России. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), по итогам девяти месяцев 2011 года сборы от интернет-рекламы в России выросли на 57% и составили около 26,5-27,5 млрд. руб. Из них порядка 9 млрд. рублей  — медийная реклама (баннеры, видео, и т.д.) и 18 млрд. — контекстная реклама. В результате, Рунет впервые вышел на второе место, обойдя печатные СМИ по объему рекламных доходов и уступая пока только телевизионной рекламе.

По мнению Елены Завьяловой, руководителя группы в отделе сейлз-маркетинга «Яндекса», рынок рекламы в Интернете рост за счет увеличения охвата Интернета: «Сейчас аудитория крупнейших российских порталов находится уже на том же уровне, что и федеральных ТВ-каналов — ситуация, которую несколько лет назад могли себе представить очень немногие. А в последнее время, по данным TNS, с 8 утра до 5 вечера на сайтах «Яндекса» находится больше людей, чем зрителей любого из крупнейших телеканалов, включая «Первый» и «Россию». Растет охват, растет и интерес рекламодателей. А с учетом того, что у рекламы в Интернете есть ряд неоспоримых преимуществ (таргетинг – возможность нацеливания на определенный сегмент аудитории, интерактивность – возможность получения обратной связи, и т.д.), то этот вид рекламы становится все более востребованным».

Обгонит ли рынок рекламы в Интернете ТВ-рекламу — вопрос открытый. Для сравнения, по прогнозу PriceWaterhouse Coopers, в Германии по итогам этого года объем рынка рекламы в Интернете превзойдет объем рынка ТВ-рекламы. А в России объем рекламы в Интернете растет вдвое быстрее, чем в телевизоре. Мировой рынок интернет-рекламы в следующие 4-5 лет будет ежегодно расти на 10%, темпы роста российского сегмента определенно будут формироваться на существенно более высоких уровнях. И здесь, по мнению Елены Завьяловой, мы следуем в тренде мирового рекламного рынка.

«Неизбежность усиления позиций интернет-рекламы очевидна и телеканалам, поэтому в самое ближайшее время нас ожидает массовое появление кросс-форматных продуктов,— отмечает Кирилл Кукарцев, директор по маркетингу 2ГИС. — Например, появятся сериалы и реалити-шоу, которые будут транслироваться через Интернет на выделенных площадках, где пользователям будут предоставлены интерактивные возможности общения, голосования, выставления оценок, онлайн-игр, посвященных конкретному ТВ-проекту. Такие форматы уже есть за рубежом и их массовое появление в России – вопрос времени».

Что касается новых технологий интернет-рекламы, то в 2011 году был представлен  «Яндекс Крипта», которая позволяет при показе рекламы понимать основные демографические параметры аудитории. По поведению пользователя система с высокой степенью достоверности может определить его пол и возраст — два основных параметра выделения целевой аудитории рекламодателями. Пришедшая из поиска технология «Матрикснет» позволяет «Яндекс.Директу» показывать посетителям сайтов РСЯ рекламу, более точно соответствующую их интересам. Также в этом году для рекламодателей Москвы и Новосибирска «Яндексом» была запущена еще одна новая технология «Целевой звонок». Она позволяет получать статистику по звонкам клиентов, увидевших рекламу в Интернете. Кроме того, в этом году «Яндексом» был запущен «Вебвизор» — продукт, позволяющий увидеть активность посетителей сайта не в цифрах статистики, а визуально. Так, как будто сеанс посещения сайта пользователем снимался на видеокамеру.

«Интеграция оффлайн- и онлайн-данных, все более высокий уровень аналитики — это неотъемлемая составляющая сегодняшней интернет-рекламы и еще одно конкурентное преимущество перед другими сегментами рынка», — отмечает Елена Завьялова.

В России набирает обороты гиперлокальная реклама, которую в этом году взяли на вооружение купонные сервисы и продолжили развивать появившиеся 2-3 года назад check-in сервисы. Активно развивается реклама в сервисах локального поиска, в частности, в электронном справочнике-карте 2ГИС она растет быстрее, чем рынок рекламы в целом.

Социальные сети

2011 год не стал, как ожидалось, «взрывным» по абонентской базе для Facebook, хотя, безусловно, крупнейшая мировая социальная сеть и привлекла достаточно качественную и динамичную аудиторию: политиков, артистов, общественных деятелей и журналистов. Таким образом, ожидаемая схватка «ВКонтакте» и Facebook переносится, по крайней мере, еще на год. В тоже время, согласно TNS Web Index, ежедневная российская аудитория Facebook только за октябрь выросла на 2 млн. пользователей (с 11,5 млн. до 13,4 млн.), опередив по посещаемости LiveJournal. Самыми посещаемыми в России являются сервисы «Яндекса» (29,2 млн. человек), Mail.Ru (28,89 млн.), «ВКонтакте»  (25 млн.).

«Не думаю, что 2011 год для российского сегмента Facebook стал «взрывным» - рост количества русскоязычных пользователей проходил постепенно, хотя и с хорошей динамикой, — прокомментировала Екатерина Текунова.

По мнению Александра Изряднова, креативного директора «Одноклассников», для Facebook Россия по-прежнему остается одной из немногих стран, где они не выдерживают конкуренцию с местными игроками рынка. Например, аудитория «Одноклассников» за 2011 год выросла с 13 млн. до 28 млн. пользователей, ежедневно посещающих сайт. В то время как ежедневная аудитория Facebook в России не превышает 2.5 млн. пользователей.

Что касается перспективы удержания рыночных позиций российскими социальными сетями, напомним, что их совокупная аудитория составляет порядка 150 млн. человек, то у «ВКонтакте» и «Одноклассников» накоплен достаточный запас прочности, кроме того эти площадки достаточно динамично обновляются. В 2011 году «Одноклассники», отказавшиеся годом ранее от платной регистрации, начали упрощать структуру страниц, а также планируют сделать некоторые сервисы бесплатными. Кроме того, возможности прироста аудитории российскими социальными сетями еще не исчерпаны.

«Во-первых, проникновение Интернета в России еще далеко от 100%, существует много регионов, которым еще только предстоит подключиться к Сети, — говорит Александр Изряднов. —  Во-вторых, все большую популярность набирает мобильный Интернет: снижается его стоимость, появляются комфортные безлимитные тарифы, смартфоны становятся все доступнее». По данным внутренней статистики компании, ежедневная аудитория мобильной версии «Одноклассников» уже превышает 7 млн. пользователей, и в компании уверены, что эта цифра будет только расти.

В 2011 социальные сети продолжали работу по монетизации сервисов. Среди пользователей крайне популярны различные приложения – они позволяют приобретать виртуальные подарки и дополнительные возможности в онлайн-играх, реже — сервисы оценки фотографий и повышения рейтинга. Основная же выручка, как отмечает Екатерина Текунова, приходится на размещение рекламы. Например, в сентябре в интерфейсе Facebook появился так называемый тикер — блок, в котором публикуются новости друзей. Позже там стали размещаться рекламные объявления спонсоров.

В «Одноклассниках» три источника дохода: реклама, дополнительные сервисы и онлайн-игры. Доходы по всем этим направлениям, по словам Александра Изряднова, неуклонно росли. Кроме того, в 2011 году было запущено новое перспективное направление —  социальная коммерция, благодаря которой пользователи могут покупать только качественные услуги и товары, так как слово «социальная» предполагает как минимум наличие рекомендаций людей, с которыми можно пообщаться, узнать их опыт от взаимодействия с этим магазином, уточнить впечатления от использования и многое другое. Кроме того, стоимость товаров и услуг в социальных сетях, как правило, ниже, чем в офлайне.

CMS-системы

За последний год на рынке CMS наметились несколько важных тенденций, которые будут активно развиваться в будущем году.

По оценкам компании «Юмисофт», рост рынка CMS-систем составляет минимум 30% в год. Рынок прирастает в основном за счет роста спроса в регионах и перехода студий на «коробочные» CMS.  Рост собственной доли в 2011 году «Юмисофт» оценивает минимум на 20%.  По итогам года, у компании реализовано 15000 коробочных внедрений, 6000 внедрений в «облаке», 1500 разработчиков в партнерской сети.

«То, что CMS перестали быть «системами управления контентом» - давно уже не новость, — считает Сергей Котырев, генеральный директор компании «Юмисофт». — Однако сейчас производители CMS начинают выходить далеко за рамки управления сайтами вообще, расширяя свою бизнес-модель в сторону комплексных отраслевых бизнес-решений (готовые сайты для разных типов бизнеса, распространяемых по модели SaaS, S+S или с поставкой коробочного ПО)».

CMS-системы продолжают активно интегрироваться с внешними сервисами: социальными сетями, инструментами веб-аналитики, платежными сервисами, системами документооборота, фотосервисами и др.  Если раньше производители CMS стремились включить в «коробку» как можно больше собственного функционала, то сейчас идет обратный процесс: отказ от непрофильных функций пользу популярных сторонних решений. Это такой же грамотный подход, как и переход с самописных CMS на «коробочные» среди веб-студий: пользователям удобна унификация инструментов, а CMS направляют освободившиеся производственные ресурсы на развитие своих продуктов. Крупные игроки рынка стали создавать свои сервисы.

«Облачные» технологии и предоставление CMS по модели SaaS стало одним из трендов 2011 года, и, очевидно, будут определять технологическое развитие рынка в 2012 году.

К примеру, в уходящем году «Юмисофт» запустила бета-версию сервиса UMI.ru, позволяющего партнерам продавать готовые сайты от своего имени на условиях White Label.

«Строго говоря, UMI.ru работает не по модели SaaS, а по модели S+S (Software+Service). Суть модели в том, что один и тот же софт распространяется как в «облаке», так и в коробке. Это позволяет клиентам без потерь переносить свои сайты из SaaS на коробку и на свой хостинг», — отмечает Сергей Котырев.

Другой важной тенденцией является проникновение мобильных технологий в рынок CMS. Объем и глубина использования мобильного Интернета настолько быстро растут, что веб-разработчики просто не имеют права игнорировать этот пласт аудитории. Ведущие производители CMS («1С-Битрикс», «Юмисофт» и др.) уже включили соответствующий функционал в свои «коробки», в дальнейшем этот сегмент, безусловно, будет развиваться.

Автор: Алексей Писарев (info@mskit.ru)

Рубрики: Интернет, Web

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
   
     


Copyright 2004 nnIT. Все права защищены
Перепечатка материалов приветствуется при ссылке на www.nnIT.nnit.ru
Ресурс разработан и поддерживается компанией Peterlink Web