Что касается основных финансовых показателей «МегаФона», то по итогам 2011 года консолидированная выручка увеличилась на 12,6% по сравнению с 2010 годом и достигла 242,6 млрд рублей. При этом 93,7% выручки приходится на мобильный сегмент бизнеса компании, а 6,3% выручки - на фиксированный сегмент бизнеса.
Показатель OIBDA в 2011 году вырос на 3,1% и составил 100,8 млрд рублей, что является рекордным значением за всю историю компании. Рентабельность OIBDA по итогам 2011 года равна 41,6% по сравнению с 45,4% в 2010 году. Чистая прибыль в 2011 году составила 43,5 млрд рублей, сократившись на 11,4% в годовом исчислении.
Общее число абонентов мобильной связи «МегаФон» по состоянию на конец 2011 года увеличилось за год на 9,6% и достигло 62,8 млн.
Доля российского бизнеса «МегаФон» составляет 99,2% от общего бизнеса компании. Что касается основных показателей «МегаФон» на рынке России, то показатель OIBDA интегрированного российского бизнеса компании увеличился в 2011 году на 2,9% по сравнению с 2010 годом и достиг 99,7 мрд рублей. Чистая прибыль в 2011 снизилась по сравнению с 2010 годом на 10,4% до 43,8 млрд рублей. Отношение чистой прибыли к выручке 2011 года составило 18,2%.
За год совокупная выручка в России у «МегаФона» выросла на 12,5% до 241 млрд рублей. Мобильная выручка (с учетом продаж оборудования) у «МегаФон» в России составила 225,4 млрд рублей, что означает рост за год на 9,3%. Таким образом, по данным самой компании, «МегаФон» сохраняет вторую позицию на мобильном рынке России по объему выручки (31,7% по итогам третьего квартала 2011 года).
Общее число абонентов мобильной связи в России у «МегаФона» в 2011 году составило 61,6 млн (по количеству SIM-карт). Это порядка 28% доля на рынке России по количеству абонентов. Чистый прирост абонентской базы составил более 5 млн клиентов.
«Принципиально важно, что в 2011 году «МегаФон», не стремясь к лидерству в валовых подключениях, и отказавшись от так называемой «гонки за абонентами» любой ценой, обеспечил высокий уровень «чистого» прироста абонентской базы за счет качества подключений и развития собственной розничной сети. Наша долгосрочная стратегия заключается в обеспечении лучшего сервиса, предложении самых интересных услуг и продуктов, в честности и открытости», — сказал генеральный директор ОАО «МегаФон» Сергей Солдатенков.
Мобильный интернет продолжает оставаться основным фактором роста доходов мобильного бизнеса «МегаФон». По итогам 2011 года у оператора выручка от мобильной передачи данных на рынке России выросла на 50% по сравнению с 2010 годом и составила 29,9 млрд рублей. При этом доля выручки от мобильного ШПД в совокупной выручке увеличилась на 3,1 п.п. и составила 12,4%.В целом доля дополнительных услуг в выручке мобильного сегмента в России в 2011 году составила 25,2% по сравнению с 21,8% в 2010 году.
По данным первого заместителя генерального директора ОАО «МегаФон» по операционной деятельности Валерия Ермакова, количество пользователей мобильного ШПД у «МегаФона» в России по итогам 2011 года составляет порядка 19 млн человек. Среднее потребление Data-трафика активным пользователем интернета у «МегаФон» составляет 734 Мбайта. В сети «МегаФона»70% Data-трафика формируют активные пользователи модемов и 10% Data-трафика формируют активные пользователи смартфонов. Но при этом, среднемесячный объем потребления Data-трафика (DOU) клиентом смартфона (12% активной абонентской базы «МегаФона») за год вырос на 83%, тогда как аналогичный показатель пользователя модема (6% активной абонентской базы) увеличился на 17%.
На развитие инфраструктуры мобильного широкополосного доступа ориентирована и инвестиционная политика «МегаФона». Капитальные вложения в России за 2011 год составили 68,7 млрд рублей, увеличившись на 5% по сравнению с 2010 годом. При этом, в общем в 2011 году 40% инвестиций в сеть «МегаФона» было направлено на развитие транспортной инфраструктуры. Для сравнения, в 2008 году инвестиции в развитие транспортной сети составили 20%.
В целом, у «МегаФона» на сегодняшний день одна из крупнейших и наиболее развитых телекоммуникационных сетей в России. Среди прочего она насчитывает более 26 тысяч базовых станций 3G, более 38 тысяч базовых станций 2G . А протяженность магистральных, региональных и городских ВОЛС составляет 130 тысяч километров. Емкость собственной магистральной сети «МегаФона» составляет 1 Тбит/с. В условиях растущих объемов потребления Data-трафика, «МегаФон» активно занимается обеспечением подключения базовых станций по волокну. В частности, в 2011 году было обеспечено подключение по ВОЛС 42% административных центров и 53% городских БС.
Особую активность «МегаФон» проявляет на мобильном рынке Москвы, стремясь укрепить свои позиции. В частности, в столице насчитывается более 4 тысяч площадок БС 3G (в 2011 году покрытие в Москве и области было увеличено в 1,6 раза) в том числе UMTS 900 (24% от совокупного количества площадок БС 3G). 58% городских БС в Москве подключены по ВОЛС.
Продолжилось в 2011 году и развитие собственной розничной сети «МегаФона». Как отмечает заместитель генерального директора ОАО «МегаФон» по коммерции Лариса Ткачук, количество офисов продаж «МегаФон-Ритейл» в России к концу 2011 года составило 1,6 тысяч, что на 0,6 тысяч больше, нежели по итогам 2010 года. За год доля подключений в собственной розничной сети «МегаФона» выросла с 10% до 20%, а продажи модемов с 20% до 35% от общего объема продаж компании в 2011 году.
Из числа других значимых событий отчетного периода можно отметить, что в 2011 году «МегаФон» продолжил экспансию на рынок фиксированной связи и ШПД в России, что повлияло на рост показателей фиксированного сегмента относительно всех сопоставимых периодов. В июне 2011 года были приобретены Группа компаний «НетБайНет Холдинг» и ЗАО «Вэб Плас». В конце 2011 года универсальный оператор приобрел 100% Группы компаний «ЧебНет» и компанию «Лучше.net», оператора ШПД в Курске. В ноябре 2011 года «МегаФон» приобрел 100% компании «Находка Телеком», работающей в Приморском крае, а в декабре состоялась сделка по приобретению одного из крупнейших телекоммуникационных активов Ханты-Мансийского региона – компании «Югрател». По даны компании, благодаря этим шагам компания перешла к развитию новых видов бизнеса, основанных на предоставлении полного спектра телекоммуникационных услуг с использованием современных технологий.
Среди знаковых для компании событий особо подчеркивались инициативы «МегаФона» в области роуминга. Напомним, что в декабре 2011 года «МегаФон» ввел единый базовый тариф на услуги международного роуминга в 44 государствах Европы, включая Турцию и европейскую часть СНГ, предусматривающий девятикратное снижение цен. «В декабре 2011 года мы установили беспрецедентно низкий уровень базовых тарифов для всех без исключения клиентов компании на услуги международного роуминга в 44 государствах Европы. Наш главный принцип – это минимальная цена, максимальное удобство и простота роуминга для клиентов. Приятно отметить то, что рост потребления услуг в роуминге оказался значительно выше наших прогнозов, а снижение выручки от этого направления бизнеса – ниже», - прокомментировал Сергей Солдатенков.
Автор: Денис Шишулин (info@mskit.ru)
Рубрики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Интернет, Финансы