rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

СПО, НПП и недостаточная воля государства

5 июня 2012 г. в Москве прошла конференция «Стратегия и тактика перехода органов государственной власти на использование свободного программного обеспечения (СПО). Лучшие практики и решения». Организатор мероприятия – компания «АйТи».

Напомним, что несколько лет назад руководство страны декларировало курс на поддержку свободного программного обеспечения. «Этот курс не во всём оправдался, потому что это идёт гораздо сложнее, чем я мог себе представить», - сказал тогда Президент РФ Дмитрий Медведев. Тем не менее, было выпущено Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2299-р, в котором имеется план перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование СПО к 2015 году. 

В Распоряжении намечены мероприятия по формированию базового пакета программ, предусмотрено формирование образовательных курсов и учебных материалов по СПО. Распоряжение касается и инвентаризации имеющихся в федеральных органах исполнительной власти систем, запланировано создание единого хранилища (репозитория), апробация базового пакета СПО, а также создание стандартов, методологии и т.д.

Сторонники перехода на СПО отмечают, что решения на его основе отличает надежность, безопасность, они не перегружены избыточными функциями. Это как раз то, что отвечает потребностям госсектора. Кроме того – независимость от конкретного поставщика решений или услуг. Это критически важный момент для государства, так как исключаются риски прекращения поставок ПО, его сопровождения. Еще один момент - однажды разработанная программа может быть использована во всех госучреждениях. То есть, СПО обладает масштабируемостью без дополнительных лицензионных выплат.

Президент РАСПО Юлия Овчинникова рассказала, что сегодня барьерами на пути перехода госструктур на СПО являются, неопределенность законодательства по отношению к СПО, активная реклама проприетарного программного обеспечения в СМИ, недостаток методик для оценки экономической эффективности ИТ-проектов. Также, не смотря на выпуск Распоряжения № 2299-р, и наличие Государственной программы РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)», составной частью которой стали идеи, высказанные в документе, разработанном в 2010 году РАСПО «Развитие программное индустрии России. Маршрутная карта», более никаких законов, поддерживающих и регламентирующих использование СПО, в нашей стране нет. Имеются лишь два ГОСТа, один из которых касается формата Open Document для офисных приложений, второй представляет собой свод общих положений для СПО. Это свидетельство того, что четко выраженная государственная воля по данному вопросу отсутствует.

В результате положение дел таково: распространение СПО в государственных структурах происходит фрагментарно и не централизовано. Пользователям не предоставляются инструменты для взаимодействия с органами государственной власти. Пользователь должен сам приобретать ОС и прикладное ПО. Техподдержку пользователи могут получить только по некоторым свободным решениям. Уровень информированности по использованию того или иного свободного ПО крайне низок. В регионах нет необходимого количества квалифицированных кадров, способных обеспечить внедрение и поддержку СПО на местах. Что касается самого СПО, то на данный момент отсутствуют свободные аналоги некоторых проприетарных решений, в том числе драйверов для оборудования.

Чтобы улучшить ситуацию Российская ассоциация СПО сегодня содействует разработке, внедрению и популяризации свободного программного обеспечения в России. Также РАСПО способствует развитию отечественной индустрии ПО, основанного на открытом исходном коде и свободных лицензиях, принимает участие в работе The Linux Foundation в части разработки стандартов и адаптации международных свободных лицензий к национальному законодательству и их применения на территории РФ.

Исполнительный директор компании «ПингВин Софтвер» Дмитрий Фишелев рассказал о процессе создания национальной программной платформы, первом этапе ее реализации и перспективах развития. Он еще раз подчеркнул, что НПП это комплекс отечественных программных решений, позволяющих осуществлять разработку новых программных продуктов методом компоновки и настройки уже готовых модулей. Кроме того, НПП представляет собой организационно-техническую систему, включающую в себя ИТ-инфраструктуру, регламенты. Система предназначена для управления жизненным циклом типовых проектных решений для органов государственной власти.

По словам Дмитрия Фишелева, не смотря на трудности с распространением СПО, ситуация с каждым годом улучшается. Примерно с 2007 года государство стало в состоянии платить за ИТ-проекты и сегодня является «заказчиком номер один» в России.

Первый этап проекта стартовал в 2011 году. По результатам конкурса на разработку прототипов базовых программно-технических компонент НПП и соответствующих регламентирующих документов, победителем стала компания «ПингВин Софтвер». За 16 дней проектная команда из 215 человек создала требуемую документацию, аналитические отчеты и четырнадцать прототипов базовых программно-технических компонент НПП. В частности, три образца среды разработки и сборки, семь образцов операционных систем, два образца СУБД и два образца системы публичного доступа к репозиторию.

Второй этап – опытно-конструкторские работы. Исполнитель опять будет определяться по конкурсу, который, возможно, будет объявлен ближе к осени. Это опять потребует от победителя конкурса исполнения работ в весьма сжатые сроки.

Что касается условий использования СПО, Дмитрий Фишелев отметил несостоятельность мифа о бесплатности свободного ПО. На самом деле это касается только лицензий – всё СПО, действительно, бесплатно. Однако проект внедрения не бесплатен, обучение, адаптация ПО не бесплатна (даже если она производится силами своих программистов), и конечно, техническая поддержка тоже стоит денег. Иногда проект внедрения СПО по стоимости мало отличается от внедрения решения на базе проприетарного программного обеспечения, на которое вендоры дают значительные скидки при больших объемах поставки.

Возвращаясь к разработке НПП, Дмитрий Фишелев рассказал, что на 2012-2013 гг. намечена разработка инфраструктуры и базовых элементов НПП на основе прототипов 2011 года, работа над созданием стандартов НПП и средств автоматизированной проверки соответствия стандартам. Также планируется разработки специализированных прикладных решений для нужд государственных организаций и дальнейшее наполнение Фонда алгоритмов и программ (ФАП).

Евгения Василенко, руководитель региональных проектов «ПингВин Софтвер» представила участникам конференции ряд проектов внедрения СПО, отмеченных, как лучшие по результатам конкурса «Лучший свободный проект России в госсекторе 2011». Это проекты: «Школа без границ» в Якутии, переход на СПО в Счетной палате РФ, проект для Федеральной службы судебных приставов и др.  На конференции также обсуждались вопросы внедрения систем электронного документооборота в органах госвласти на СПО, автоматизации разработки и сопровождения программных продуктов с использованием СПО и ряд других.

Автор: Елена Шашенкова (info@mskit.ru)

Рубрики: ПО, Регулирование

Ключевые слова: АйТи, свободное ПО

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода и Поволжья

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

ITSZ.RU: последние новости Петербурга