Информационный портал nnIT

Оригинал документа: http://nnit.ru/news/n144011/


     
 

Этот гибкий финансовый рынок

03.06.2013 07:00
31 мая 2013 года компании SAS Россия/СНГ и «Домашние деньги» объявили о партнерстве по вопросу применения аналитических инструментов SAS для оценки кредитоспособности клиентов. Компания «Домашние деньги» специализируется на необеспеченных займах малых размеров на короткие сроки частным лицам, не имеющим доступа к банковским продуктам. Другими словами, она работает в сфере микрофинансирования. На сегодняшний день клиентами компании являются более 200 тысяч граждан, проживающих в 50 регионах РФ.

Микрокредитование существовало в России с 1895 года – именно тогда возникли первые кредитные товарищества. Это было связано с тем, что работать с малыми суммами банки не хотели. Но экономическая ситуация начала ХХ века привела к тому, что микрокредитование прекратило свое существование. Оно вновь возродилось, но не в России, а в Бангладеш. Человек, по имени Мухаммед Юнус дал взаймы жителям одной из беднейших деревень небольшие суммы денег, чем спас их от страшной нищеты и помог избавиться от кабалы тамошних помещиков. Со временем г-н Юнус основал банк, в портфеле которого на сегодняшний день имеется около двух миллиардов долларов.

В России, где большинство населения – люди не богатые, микрофинансирование довольно популярно и потому этот сектор рынка быстро развивается. Сегодня граждане и малые предприятия имеют возможность законного и надежного кредитования. И заемщики и схемы кредитования микрофинансовых организаций отличаются от традиционно банковских, но и тем и другим помогают аналитические инструменты.

Так, компания «Домашние деньги» взяла на вооружение продукт SAS Visual Analytics. Функции системы оптимизированы для пользователей, обладающих разным уровнем технической подготовки. В процессе исследования пользователи могут самостоятельно, не прибегая к помощи ИТ-специалистов, создавать произвольные иерархии данных для многомерного анализа и применять фильтры на любом уровне иерархии. Данные можно агрегировать и детализировать. Сохранив представления в формате web-отчета, изображений или мобильных приложений SAS, их впоследствии можно использовать для совместной работы с другими пользователями.

С SAS Visual Analytics аналитики и бизнес-пользователи становятся более самостоятельными и могут быстрее решать свои задачи, так как теперь имеют возможность сами проводить аналитические исследования в высокопроизводительной среде.

Главный исполнительный директор ООО «Домашние деньги», Андрей Бахвалов рассказал, что с помощью аналитических инструментов компания может анализировать ситуацию и отслеживать тенденции движения рынка, причем делать это быстро. Он также отметил простоту и наглядность интерфейса системы SAS Visual Analytics.

Рынок микрофинансирования в России после кризиса 2008 года вырос на 80%, продемонстрировав такие же темпы роста, как и банковский сектор. За последние два года темпы роста МФО значительно опережают рост рынка банковского кредитования. Тем не менее, в нашей стране один из самых низких уровней проникновения микрофинансовых услуг в мире. Согласно прогнозам компании «Домашние деньги», рынок микрофинансирования ожидает двукратный рост каждый год в предстоящие три года. К 2015 году объемы этого рынка могут достичь 300 млрд. рублей.

Система SAS Visual Analytics помогла компании «Домашние деньги» составить портрет микрофинансового заемщика на основе данных собственной клиентской базы. В основу исследования легли поведенческие характеристики заемщиков, воздействие территориальных, временных, сезонных и гендерных факторов.

Итак, аналитиками было выявлено, что по гендерному соотношению заемщиков преобладают женщины (61%). Средний заём выплачивается на два месяца позже срока его окончания согласно графику платежей. Женщины в полтора раза чаще мужчин встречаются среди повторных заемщиков. Почти 60% выдаваемых первичных ссуд (займы на сумма от 10 до 30 тысяч рублей) выданы женщинам. Женщины запрашивают суммы, в среднем, на 5-6% больше, чем мужчины.

Средний возраст заемщика микрофинансовых организаций составляет 37 лет. Большая часть заемщиков старается брать максимально возможные суммы займов на максимальные сроки. Однако, чем короче срок займа, тем более точно (по графику платежей) он гасится как в срок, так и досрочно. При этом клиенты в возрасте 65+ и до 35 лет гасят займы раньше, чем клиенты среднего возраста. Дольше всех займы гасит группа клиентов в возрасте от 46 до 65 лет. Торопятся с погашением займов в Южном федеральном округе и Центральной России, реже всего погашают досрочно – в Поволжье и Петрозаводске.

Подавляющая доля клиентов микрофинансовых организаций – люди со средним образованием, либо ниже. Данная доля сохраняется в течение длительного периода времени. Доля клиентов с высшим образованием (или двумя высшими) и неполным высшим образованием в сумме составляет не более 25%. Интересная тенденция: чем выше уровень образования у клиента, тем на более длительный срок он берет ссуду.

Самый хороший заёмщик – женщина старше 35 лет, взявшая ссуду на семейное событие, покупку подарка или отпуск. Одни из наименее дисциплинированных заёмщиков – автовладельцы, ремонтирующие за счет ссуды свои автомобили.

На начало 2013 года в России зарегистрировано более 2500 компаний МФО. Из-за высокой (в сравнении с частными клиентами) средней суммы микрозаймов, большая часть объема рынка в деньгах приходится на микрофинансирование юридических лиц и предпринимателей. Тем не менее, наибольшее число компаний (около 50%) сосредоточено в сегменте PDL (pay day loans  - «займы до зарплаты»), на который приходится при этом всего 10% объема рынка. Сегмент рынка «Займы на потребительские нужды» является аналогом банковского экспресс-кредитования, и составляет 30-40% от всего рынка МФО.

Автор: Елена Шашенкова (info@mskit.ru)

Рубрики: Интеграция, ПО, Финансы

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
   
     


Copyright 2004 nnIT. Все права защищены
Перепечатка материалов приветствуется при ссылке на www.nnIT.nnit.ru
Ресурс разработан и поддерживается компанией Peterlink Web