rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Тестовый полигон: e-commerce с китайским акцентом

Российский рынок все больше интересует зарубежных игроков индустрии электронной коммерции. Причем, по мнению аналитиков, для некоторых из них, и прежде всего – для китайских компаний, Россия является тестовым полигоном перед выходом на рынки других стран. И, разумеется, для российских интернет-магазинов такое тестирование может привести к далеко не позитивным последствиям. Что касается онлайн-покупателей, то в безоговорочных плюсах для них у экспертов тоже нет уверенности.

В конце минувшей недели информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «ФИНАМ») провела онлайн-конференцию «Интернет-торговля в России: ветер восточный», на которой ведущие эксперты рынка e-commerce обсуждали перспективы российского рынка в связи с интересом к нему китайских компаний.

Герман Клименко, президент Ассоциации развития электронной коммерции, владелец Liveinternet.ru, назвал Россию хорошим тренировочным полигоном для китайских онлайн-торговцев. По его мнению, Россия – регион, «легкий с точки зрения налогов и права и одновременно сложный с точки зрения логистики, что безусловно удобно для отлаживания бизнес-процессов».

Дмитрий Лобанов, руководитель направления «Электронная коммерция» Itella в России, также отмечает, что для китайских компаний в России все очень перспективно: «Если сравнить нас, например, с Великобританией, то объем нашего рынка e-commerce в 5-6 раз меньше, чем их. При том, что по численности населения Россия больше более чем в два раза. Проникновение Интернета продолжает расти (на данный момент ~60%), привлекая в сеть все больше покупателей. Также в России высока доля людей, получивших высшее образование, по сравнению, например, с Китаем, что способствует проникновению Интернета и росту электронной коммерции. При этом мы уже являемся самым населенным рынком электронной коммерции в Европе, и конечно, доля интернет-продаж продолжит свой рост, во многом благодаря Китайским крупным игрокам».

Федор Вирин, партнер исследовательского агентства Data Insight, также согласен с тем, что Россия – хорошая страна для теста и отладки бизнес-процессов. Он отметил, что в Россию китайским игрокам проще выйти, так как у нас высокий порог ввоза без пошлины, растущий спрос и близость страны к Китаю.

При этом вполне понятно, что российским онлайн-магазинам придется несладко, хотя Федор Вирин уврен, что них «есть еще пара лет окна возможностей и надо им активно пользоваться».

«Отечественному бизнесу в интернете нужно учиться оптимизировать свои процессы и сокращать издержки, чтобы конкурировать с «пришельцами» из Китая. Безусловно, очень острая конкуренция будет в сегменте массовых потребительских товаров, одежды. Но есть множество ниш, которые китайские магазины не могут полноценно закрыть – например, продажа билетов, услуг, некоторых цифровых товаров и многого другого, – считает Алексей Федоров, операционный директор Softkey. – Есть другая проблема, и она – принципиальная. Китайцы продают в основном то, что сами производят. Недорогая рабочая сила и собственное производство (а не перепродажа импортного) делают товары из Китая конкурентоспособными по ценам. Объемы производимого в России просто несопоставимы с тем, что выпускают китайские предприятия. В итоге многие наши онлайн-магазины перепродают импортные товары, китайцы же продают свое. И эта проблема выходит далеко за рамки интернет-торговли».

Традиционно пессимистичен в прогнозах Герман Клименко: «Между отечественны e-commerce и розничным импортом нет конкуренции. Есть выживание. Есть постоянный рост долгов и невозможность инвестировать в инфраструктуру. Нет ни одной причины, если государство оставит таможенное и налоговое регулирование как есть, без изменений, чтобы кто-то из отечественных игроков пожил бы больше пары лет». Более того, г-н Клименко отметил, что основная масса российских игроков думает о том, как ликвидировать бизнес и уйти в другие отрасли.

Дмитрий Лобанов не так пессимистичен: «Отечественным интернет-магазинам нужно искать свою прочную нишу на рынке, лучше работать с ассортиментом, ценообразованием, смотреть шире и за пределы нашей страны. Всерьез проработать возможность экспорта в тот же Китай. Я уверен, есть товары, которые востребованы на их рынке и производятся у нас. Джек Ма на Петербургском экономическом форуме привел в пример шапки, шоколадные изделия, которые уже выходят на Китайский рынок, уверен, мы можем больше».

Михаил Морозов, начальник управления интернет-продвижения ритейлера «Связной» уверен, что экспансия китайских игроков скажется не на всех сегментах e-commerce: «В 2014 году средний чек посылки из Китая составлял порядка $25-30. Средний чек на смартфон в России – выше. Поэтому на рынке портативной электроники конкуренция может усилиться прежде всего в сегменте аксессуаров и отчасти в нише самых дешевых телефонов, объем которой падает. Также китайский сервис предпочтут те, кто хочет купить товары, не представленные в России – у существующих ритейлеров их в ассортименте нет в принципе. Поэтому на существующих игроков на рынке электроники это событие не повлияет драматически. Также нужно понимать, что, если такие игроки выходят на российский рынок, им только предстоит построить необходимую для этого инфраструктуру. К примеру, на сегодняшний день у Alibaba нет пунктов приема или обмена товара, которые есть у всех ведущих игроков e-commerce. Учитывая российскую географию и сложности логистики, построение такой системы может занять долгое время».

Самые оптимистичные прогнозы дает Тимур Нигматуллин, аналитик ИХ «ФИНАМ»: «В России есть очень сильные локальные игроки. Например, выручка «Юлмарта» по итогам прошлого года составила 60 млрд рублей. Выручка Ozon в 2014 году составила 11,8 млрд рублей (оборот 32 млрд рублей за счет комиссионного бизнеса). При этом компании показывают высокие темпы роста несмотря на сложную экономическую конъюнктуру. Думаю, что жесткая конкуренция с китайскими компаниями им идет даже на пользу, заставляя инвестировать в качество сервисов и ассортимент».

Гарантировать светлое будущее российскому e-commerce никто пока не может. Потенциальными плюсами, по мнению игроков, могут стать как решения регулятора «закрыть» российский сегмент сети Интернет, что приведет и к ограничениям трансграничной торговли, так и ставки на чисто российский товар. Однако эти драйверы пока существуют только в планах и прогнозах, а китайские онлайн-ритейлеры уже пришли на российский рынок.

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Маркетинг, Финансы, Web

Ключевые слова: e commerce, электронная коммерция

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода и Поволжья

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

ITSZ.RU: последние новости Петербурга