rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Безальтернативные гонки в Ханты-Мансийске

В Ханты-Мансийске стартовал IT-форум стран БРИКС и ШОС. Как и многие прочие, данное мероприятие посвящено переходу от информатизации к цифровой экономике. Существенно отличие в том, что в данном форуме акцент сделан на сотрудничество в этом отношении со странами БРИКС и ШОС. Эксперты со стороны нашего государства уверены, что развивать это сотрудничество надо как можно быстрее, в противном случае наше отставание от лидеров станет невосполнимым.

Министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров на пленарном заседании IT-форума заметил, что инфраструктура в России для развития цифровой экономики создана, это лишь основа. И переход от информатизации к цифровой экономике фактически означает рост ответственности по отношению к тому, на основе каких решений все это будет строиться.

Цифровая экономика – это экономика, основанная на Больших Данных, работать с которыми надо с помощью сквозных технологий, в том числе – Big Data, искусственный интеллект, блокчейн, дополненная реальность, машинное обучение и так далее.

И главная задача сейчас – чтобы эти сквозные технологии как можно быстрее пришли в нашу страну. Одним из драйверов может стать сотрудничество с другими странами. Россия была первой страной, которая пару лет назад инициировала проведение встреч министров связи стран БРИКС. Такое сотрудничество позволяет демонополизировать технологии, достигнуть баланса, благодаря которому одна страна в определенной нише не будет занимать более 50% рынка. При этом и России, и другим странам БРИКС, по мнению Николая Никифорова, есть что предложить в этом плане.

Игорь Холманских, полпред президента РФ в УФО, заметил, что у ИТ нет альтернатив. Например, если отказаться от источников атомной энергии, то можно использовать другие, а в ИТ такое не сработает – без ИТ сегодня не обойтись. Важно, как отметил г-н Холманских, увеличивать долю отечественного ПО, в особенности это касается органов госвласти, т.к. начинать нужно с себя.

«Никто не говорит о том, что надо полностью менять программный продукт на отечественный, но, когда речь заходит об органах власти, нужно думать прежде всего о безопасности государства. При этом рыночная конкуренция уходит на второй план. Именно так поступает большинство стран, которые считают свою независимость первостепенной. Отечественным продукту такой подход позволяет быть конкурентоспособным», - прокомментировал Игорь Холманский в рамках пресс-конференции.

«В реестре отечественных программных продуктов сегодня 3300 разработок. И в каждой сфере есть конкурентные продукты, т.е. это не означает отсутствие выбора. В то же время есть сферы, в которых конкуренция покажется странной. Мы же не обсуждает, к примеру, конкуренцию в области противовоздушной обороны или в отношении систем запуска космических кораблей. Так вот информационные системы государства – это не менее важно, чем ПВО или космическая программа. Это дело принципиальное, поэтому важно поддерживать отечественного производителя. Кроме того, логично, что на деньги российских налогоплательщиков мы хотим закупать российские программные продукты. В частном секторе или даже в госкомпаниях этой свободы гораздо больше. Есть лишь отдельные требования к сертификации программных продуктов, к примеру, если они обрабатывают персональные данные. Так что здесь соблюдается баланс задач государства и интересов отрасли», - прокомментировал Николай Никифоров. 

Он напомнил, что если два года назад доля отечественного ПО, которое закупали органы госвласти, составляла 10-20%, то сейчас это уже более 50%, а по некоторым направлениям – более 60%. «Российские разработчики за счет реестра отечественного ПО и соответствующего закона получили дополнительный госзаказ, который исчисляется миллиардами рублей. Конечно же, данные продукты могут в отдельных случаях уступать по функциональности, но было принято стратегическое решение переходить на отечественное ПО. При этом глобальный рынок огромен, и даже если мы весь рынок оградим забором и передадим отечественным разработчикам – это капля в море, примерно 2% от мирового рынка. Поэтому, разумеется, надо делать продукты не только для импортозамещения, но и на экспорт. Именно об этом мы говорим с нашими коллегами по странам БРИКС. Это почти половина рынка мирового потребления ИТ-систем. Только сообща, работая с таким экспортным потенциалом, мы сможем делать по-настоящему сильные продукты. Мы уже видим примеры сотрудничества России и Китая в области создания новейших моделей дальномагистральных самолетов. Примерно то же самое должно происходить и по критическим видам ПО. Сделать мобильную операционную систему также сложно и трудозатратно, как современны дальномагистральный самолет».

С подобным взглядом на важность импортозамещения с области ПО согласились и остальные участники. «Наталья: Даже в конкурентной среде на рынке некоторые игроки развлекаются тем, что душат эту конкуренцию, тогда, когда принимается решение в отношении российских компаний не допускать их к финансовым ресурсам или технологиям. Вот так ведет себя рынок. Поэтому нужно думать, что такое свобода на самом деле, - пояснила Наталья Комарова, губернатор Югры.

«Говорить о том, что из-за импортозамещения конкуренции нет, нельзя. Она есть даже среди отечественных компаний, - подчеркнул Герман Клименко, советник президента РФ по вопросам Интернета. - Например, когда мы объявили конкурс на создание мессенджера для госорганов, поступили заявления от 38 отечественных компаний. Есть десяток компаний, которые разрабатывают свои операционные системы или разработать новый тип ракеты, выводящей аппараты в космос. Это сопоставимые затраты с точки зрения инженерного труда: нужны тысячи инженеров и многие годы труда. Поэтому нам необходимо ориентироваться на игру вдолгую, это стратегический долгосрочный выбор, и Россия может идти только таким путем».

Очень остро стоит вопрос информационной безопасности. Почти все спикеры пленарного заседания так или иначе касались этого вопроса. И чаще всего вспоминали историю с вирусом WannaCry. Так, г-н Холманский подчеркнул, что необходимо не только разрабатывать продукты для защиты, но и формировать культуру информационной безопасности, так как многие пользователи попросту безалаберны.

Г-н Клименко отметил, что победить вирусы в одиночку нельзя: необходимо межгосударственное сотрудничество. У каждой страны в этой области есть определенный опыт, который можно было бы использовать при достаточном уровне взаимодействия. Сейчас нет времени для гордыни – если каждый будет разрабатывать что-то свое, все проиграют.

Однако WannaCry – не единственная проблема и далеко не самое результативное нападение. Алексей Мошков, начальник Бюро специальных технических мероприятий МВД России, рассказал, что недавно была вскрыта бот-сеть из более чем миллиона мобильных устройств. Ущерб исчислялся десятками миллиардов рублей. Однако бороться с подобными сетями очень сложно: наказания за преступления в сфере информации мягкие, поэтому, чтобы добиться результата, надо увеличивать их тяжесть. Кроме того, осложняет ситуацию и тот факт, что для расследования преступлений требуется гораздо более высокая квалификация, чем для их совершения. Поэтому есть программа с вузами для поиска кадров и совершенствования кадрового состава, а на базе Университета правосудия ведется курс для судей. Также надо сконцентрировать усилия на формировании безопасной информационной среды. 

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Интернет, Интеграция, Маркетинг, ПО, Регулирование, Финансы, Web, Безопасность

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода и Поволжья

18.01.2024 ИТ-2023: скорость движения вперед кратно выросла

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

ITSZ.RU: последние новости Петербурга