Информационный портал nnIT

Оригинал документа: http://nnit.ru/news/n210510/


     
 

Инновации в России: фестиваль форматов

17.10.2018 20:49
Эксперты уверены: выбор России в пользу технологических инноваций и цифровизации верен. Дело за малым: разобраться в большом количестве программ, обеспечить взаимодействие между наукой, стартапами и крупными корпорациями, которые являются основным потребителем инноваций, а также найти деньги для поддержки идей в промежутке между «плато смерти» и «плато жизни». Об этом говорили на форуме «Открытые инновации» в рамках сессии «Российские атланты расправляют плечи».

Вопрос баланса между различными сторонами процесса внедрения инноваций и цифровизации оказался весьма болезненным для спикеров, участвовавших в данной сессии форума – просто каждый выделял те проблемные зоны, которые, по его мнению, наиболее значимы. К примеру, Василий Бровко, директор по особым поручениям «Ростех», заметил, что для любой корпорации важно решать задачи государства, но нужно смотреть на рынок. Если не идентифицировать собственную стратегию, не понимать конкурентов, то и обогащать национальную стратегию предприятие не сможет.

Василий Бровко рассказал, что «Ростех» с коллегами уже начали синхронизировать процессы, пытаясь объединить усилия для поиска и усиления проектов. По его словам, понадобится год-два на проработку и синхронизацию. 

Борис Глазков, вице-президент «Ростелекома», определил текущую ситуацию в России как «торжество форматов». В стране приняты и реализуются сразу несколько стратегий, связанных с технологиями, инновациями и цифровизацией, причем во многом они пересекаются. В связи с этим возникает вопрос, куда обращаться за поддержкой и с проблемами бизнесу. Для «Ростелекома», к примеру, важен вопрос применения технологии квантовых ключей, которую компания могла бы использовать на высоком уровне ее зрелости. Однако сама компания инвестировать в подобные разработки не готова, в том числе и потому, что полезны такие исследования будут всему рынку.   

Таким образом, необходимо разобраться, какая стратегия является определяющей, главной, и увязать стратегии между собой. По мнению Глазкова, приоритет стоит отдать стратегии НТР, так как она рассматривает глобальные вызовы, связывая науку и технологии. 

Владимир Васильев, ректор университета ИТМО, согласился, что стратегия НТР РФ имеет большой потенциал. В частности, важно появление в ней сочетания «большие вызовы». Весь мир пытается ответить на глобальные вызовы, и есть пересечение с нашими большими вызовами.

Однако этого вряд ли достаточно. Владимир Васильев напомнил, что в европейских программах от понятия R&D отказались – перешли к R&I, где I – это инновации и переход к данному подходу произойдет уже с 2021 года. Фактически такой подход соединяет спрос и инновации, но этот механизм требует определенной доработки и доводки. К сожалению, команд, которые могут что-то предложить рынку, немного, следовательно, они будут стараться предложить свои разработки всем и в результате произойдет некое «размывание» инноваций. Чтобы такого не произошло, необходимо сформировать экосистему, в которой будут интегрированы спрос со стороны рынка и предложения. Она сейчас разрабатывается в центрах НТИ и хочется, чтобы она была принята в госпрограмме ЦЭ.

Алексей Иванченко, заместитель председателя Внешэкономбанка, подтвердил, что одна из двух основных проблем сегодняшней России – и это основной риск для стартапа – отсутствие рынка спроса. Важно сформировать матрицу потребностей в таких инновационных идеях и технологиях у крупных компаний.

Есть проблемы и с финансированием инноваций. Если на посевной стадии процесс инвестирования настроен, то в так называемой «долине смерти» (на промежуточном этапе – после «посева», но до появления апробированной модели и формирования устойчивого спроса со стороны бизнеса) не работает. В результате трамплина посевных стадий не хватает, чтобы стартапам «долететь» до той фазы, когда они интересны серьезным игрокам на рынках.  

Именно на этих проблемах нужно сейчас, по мнению Алексея Иванченко, сфокусироваться.

Василий Бровко, подтвердил, что важным элементом новой экономики является то, что сегодня потребители инноваций – госкомпании, естественные монополии. И в этом и плюс, и минус. Если та или иная компания не имеет в себе ДНК инноваций, то можно сколько угодно их создавать – они окажутся невостребованными и их придется ловить потом в Китае, США и Японии. Сейчас же инноваторы подчас опережают рынок на несколько лет, предлагают свои решения корпорациям, а те не заинтересованы, потому что у них и так все работает. И вот такое положение вещей надо срочно менять.

Александр Повалко, генеральный директор РВК, заметил, что координировать такое количество игроков невозможно, более того – попытка координации приведет к смерти всего. Поэтому надо выработать общий язык. По мнению Александра Повалко, попытка выстраивания жесткой цепочки и назначения ответственных будет провальной, засбоит на отдельных участках, где-то не доделают, возникнет разрыв с точки зрения инструментов поддержки. Это связано с нашими страновыми и ментальными особенностями, поэтому любая такая поддержка – это, скорее, костыли: мы заменяем естественное движение «подпиныванием» со стороны корпораций и фондов.

Кроме того, Александр Повалко выразил несогласие с идеей представителя «Ростелекома» о том, что корпорации могут быть не готовы рисковать и вкладываться в фундаментальные исследования – это неправильный подход. Если предприятия будут отказываться от исследований, то не возникнет прорывов, которые будут двигать бизнес вперед, становясь конкурентным преимуществом. Инноваций не будет – будут отдельные улучшения. Не будет и рывка, мы никого не обгоним.

Борис Глазков парировал, что делать ли упор на свои разработки или на аутсорсинг, зависит от того, чем занимается корпорация. «Ростелеком» – сервисная компания, больше похожая на «Аэрофлот», а не на «Ростех». Было бы странно, если бы «Аэрофлот» инвестировал в разработку самолетов – это другой бизнес. Горнодобывающая компания также не будет инвестировать в разработку самосвалов. Поэтому и «Ростелеком» берет лучшее оборудование из того, что есть на рынке, а не разрабатывает своими силами. Однако такой подход вписывается только в стратегию классического телекома. Сейчас же «Ростелеком» видит себя ИТ-компанией, и в этом направлении уже смотрит на разработку софта как свой бизнес, отказываясь от аутсорсинга.

Дискуссия показала, что пока даже у ведущих российских экспертов нет единого взгляда на то, как нужно формировать инновационную составляющую экономики страны. С одной стороны, они готовы помогать государству, а с другой – ждут помощи от него. Так что в целом ситуация напоминает басню про лебедя, рака и щуку. Конечно, хочется надеяться, что финал у нашей истории будет иным.

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Маркетинг, ПО, Регулирование, Финансы

наверх
 
 
     
ИЛИ
     
   
     


Copyright 2004 nnIT. Все права защищены
Перепечатка материалов приветствуется при ссылке на www.nnIT.nnit.ru
Ресурс разработан и поддерживается компанией Peterlink Web