Добавить новость
Добавить компанию
Добавить мероприятие
Как за 7 шагов перевести цифровую образовательную среду на российское программное обеспечение
30.04.2021 21:13
версия для печати
Шаг 1. Осознать и принять перемены Большинство педагогов ассоциирует переход на российское программное обеспечение с выходом из зоны комфорта. «Основная проблема импортозамещения – в головах, – отметил Илья Массух, директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий. – Люди привыкли пользоваться преимущественно импортным ПО. Теперь им психологически сложно принять новое. Но переходить на российское ПО необходимо, ведь сегодняшним школьникам и студентам предстоит работать в цифровой среде, которая преимущественно будет построена на российском ПО и оборудовании». Шаг 2. Составить план перехода Первым делом образовательной организации предстоит составить план перехода на российское ПО и оборудование. Одним из его пунктов будет перечень организаций и специалистов, которые смогут оказать помощь на разных этапах проекта. Чтобы помочь педагогам освоить российский софт и оборудование, Федеральный институт цифровой трансформации образования развивает комплексный национальный проект «Цифровая образовательная среда»». Он предусматривает, в том числе, методическую поддержку образовательных организаций, которые строят новую цифровую среду. Людмила Бокова, и. о. директора Федерального института цифровой трансформации образования (ФИЦТО) отметила: «Мы занимаемся методической поддержкой образовательных организаций и видим, что новые технологии в образовательных учреждениях способствуют совершенствованию образовательного процесса». В ближайшее время на пилотных площадках 15 субъектов РФ пройдет апробация новой цифровой образовательной среды (ЦОС), включающей российское оборудование и софт. Проект запущен постановлением Правительства № 2040 в декабре 2021 года. Опыт, полученный в проекте, найдет воплощение в методических материалах и будет распространяться по учебным заведениям страны. Серьезную помощь можно получить от разработчиков российских программных продуктов. Алексей Смирнов, председатель совета директоров «Базальт СПО», рассказал, что компания на протяжении 16 лет сотрудничает с образовательными организациями и помогает им осваивать отечественные программные продукты: «Мы обучаем и сертифицируем специалистов и преподавателей в авторизованных учебных центрах, готовим учебные курсы, развиваем образовательный портал «Альт Академии». Кроме того, компания принимает активное участие в распространении опыта работы с отечественными операционными системами. На базе «ТемоЦентра» Департамента образования и науки г. Москвы вскоре будет открыт центр компетенций для обучения педагогов работе на различных операционных системах, в том числе – на отечественных. Евгений Гуляев, специалист отдела сопровождения проектов в области информатики «ТемоЦентра», рассказал, что по окончании таких курсов учителя получат сертификаты. Шаг 3. Выбрать операционную систему Заручившись поддержкой опытных гуру, можно приступить к выбору программного обеспечения. Начать надо с операционной системы (ОС), по сути, это фундамент для всего прикладного ПО, которое работает на компьютере. От нее во многом зависит, насколько продуктивно и надежно оно будет работать на российской и зарубежной вычислительной технике. При выборе ОС надо обратить внимание на ее «год рождения». Чем длительней история – тем больше у разработчиков опыта и стремления и дальше развивать свой продукт. Другой большой плюс – наличие специализированной версии продукта, предназначенной для образовательных организаций. Несомненное преимущество – опыт реальных внедрений в организациях средней и высшей школы. Преимущество на будущее – способность ОС работать на компьютерах с процессорами разных архитектур, в первую очередь – с российскими. Алексей Смирнов рассказал: «Специально для учебных заведений мы создали и развиваем ОС «Альт Образование» с большим набором прикладных программ. За последнее годы более 60 тысяч рабочих мест в образовательных организациях оснащены операционными системами «Альт», из них 45 тысяч – в школах. Чтобы школы и вузы могли быстрее и проще строить цифровую инфраструктуру, мы научили «Альт» работать на компьютерах с российскими процессорами и с очень многими российскими прикладными программами. Например, во МТУСИ развернут учебный класс на компьютерах «Эльбрус» с ОС «Альт» для изучения сетевых технологий». Поскольку не за горами принятие законопроекта о переводе образовательных организаций на преимущественное использование российского ПО, то операционная система должна присутствовать в Едином реестре российских программ. Только программное обеспечение, включенное в реестр, имеет статус российского. Шаг 4. Подобрать прикладные программы, совместимые с операционной системой Российские операционные системы выпускаются в виде дистрибутивов – в них включен еще и набор прикладных программ. Например, в дистрибутив ОС «Альт Образование» включены, во-первых, образовательные программы для изучения технических, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин учащимися разных возрастов. И, во-вторых, – программы общего применения: редакторы текстов, презентаций, электронных таблиц, аудио, графики и видео, а также Интернет-браузер, приложение электронной почты и др. Педагогу не надо искать программы для разных задач – они уже собраны в дистрибутиве. Конечно, в дистрибутив невозможно включить все программы, которые используют школа, колледж или вуз. Поэтому ОС должна обладать большой экосистемой совместимых с ней прикладных программ. Людмила Бокова рассказала, что в России «уже разработано 12 тысяч отечественных программных продуктов, которые ничуть не хуже зарубежных аналогов». ОС «Альт» совместимы с более чем тысячей программ из реестра, и перечень этот постоянно пополняется. Среди них – ПО, которое уже активно используют образовательные организации. Это пакет «МойОфис», комплекты оборудования и ПО «Научные развлечения» для лабораторных занятий по биологии, физике, химии и робототехнике, программы Movavi для редактирования видео, ПО компании «Акронис Инфозащита» для защиты данных в инфраструктуре цифровой школы, ПО для программирования роботов TRIK Studio и другие. Совместно с разработчиками прикладного софта «Базальт СПО» создает программные и программно-аппаратные стеки – комплексы для целых блоков цифровой инфраструктуры. Например, для оснащения рабочих мест преподавателя, ученика или студента, завуча или ректора, бухгалтера или системного администратора. Переход на российское ПО – это не выход из зоны комфорта, а вход в нее. Можно быть уверенными, что отечественный софт не попадет под санкции, он создается с учетом потребностей российских пользователей. Например, развивая ОС «Альт Образование», разработчики учитывают требования нормативно-правовых актов и стандартов, действующих в сфере образования. Это распоряжение Правительства РФ №1447 от 18 октября 2007 года, федеральный проект стандарта «Цифровая школа», действующие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и др.
Шаг 5.Проверить совместимость нового софта с российским «железом» Операционную систему и прикладной софт поначалу придется устанавливать на уже используемую технику. Парк компьютеров и периферийного оборудования в учебных заведениях зачастую бывает очень «пестрым». В инфраструктуре могут присутствовать как современные, так и морально устаревшие компьютеры, принтеры, проекторы и т.п. Важно, чтобы ОС была совместима с ними. В отличие от Windows, отечественные ОС на основе Linux умеют работать и на «раритетных», и на современных компьютерах, поддерживают разные модели принтеров и МФУ. В обозримом будущем образовательным организациям предстоит постепенно перейти на российскую технику. «Чтобы школы и вузы могли быстрее и проще строить цифровую инфраструктуру, мы научили «Альт» работать на компьютерах почти со всеми российскими и наиболее популярными зарубежными процессорами, – рассказал Алексей Смирнов. – Когда учебным заведениям поставят задачу перейти на российские компьютеры, то тем, кто использует «Альт», не придется менять операционную систему и прикладные программы. Всю созданную программную инфраструктуру можно будет перенести на российскую технику – и она продолжит работать, «как часы». «Альт Образование» – это операционная система для рабочих станций и серверов, поэтому под ее управлением может работать вся инфраструктура организации. Вместе с производителями российских компьютеров мы создаем готовые программно-аппаратные комплексы». Совместимость с российской ОС обеспечивают и зарубежные вендоры, специализирующиеся на решениях для образования. Компания Promethean продемонстрировала интерактивную панель, управляющий софт которой адаптирован для работы в среде «Альт». Эксперты «Базальт СПО» в докладах на конференции подчеркивали, что всегда выступают за разумную интеграцию и сотрудничают с зарубежными и международными проектами. ОС «Альт» работают на российских серверах, персональных компьютерах и ноутбуках, поддерживают отечественные системы хранения данных. Такие устройства продемонстрировали на выставочной площадке конференции продемонстрировали российские компании «Байкал Электроникс», 3Logic Group и ГК ICL. Шаг 6. Оснастить российским софтом часть компьютеров После того как перечень российского программного обеспечения сформирован, наступает этап внедрения – его установки и настройки. В некоторых учебных заведениях эту работу берут на себя преподаватели информатики и системные администраторы. О таком опыте рассказал на конференции Александр Клепалов, инженер-электронщик нижнетагильской СОШ №100 в своем докладе «Построение и администрирование ИТ-инфраструктуры школы на базе ОС Альт». Если же самостоятельно развернуть российское ПО затруднительно, эту работу можно доверить профессионалам. Михаил Луканин, генеральный директор компании «Русньютек», подробно рассказал об успешном проекте перевода на российский софт школ Тульской области. Константин Кокорин, руководитель проектов компании «Гринатом», познакомил участников с программным комплексом, который выполняет автоматизированный перевод большого числа рабочих мест на отечественное ПО. Оснащение всех компьютеров заранее заданным набором ПО происходит быстро и качественно. Такой подход удобен учебным объединениям, в состав которого входят несколько образовательных организаций. Поскольку сразу перейти на незнакомое ПО педагогам психологически сложно, образовательные организации предпочитают сначала оснастить российским софтом часть компьютеров – например, один или несколько классов или лабораторий. Сразу усложняется задача управления этим разнородным «ИТ-хозяйством». Чтобы организация не испытывала трудностей в такой переходный период, разработчики ОС «Альт» включили в дистрибутив набор инструментов, которые позволяют интегрировать компьютеры с «Альтом» и компьютеры с Windows в единую доменную зону и управлять работой пользователей и автоматизированных рабочих мест из единого центра. Шаг 7. Поехали! С момента, когда российское ПО установлено на компьютеры и педагоги освоили работу с ним, можно выводить учебный процесс на качественно новый уровень. Таким опытом поделились на конференции педагоги, которые уже не первый год используют российские операционные системы. Иван Шишунов, учитель информатики Квашёнковской школы, рассказал, как использует на уроках и во внеклассной работе программы из дистрибутива ОС «Альт Образование 9». На уроках дети занимаются программированием – в дистрибутиве есть пакеты для освоения Python, С++ и других языков. А в свободное время они рисуют мультфильмы, монтируют видео – создали собственную киностудию «Квашёнки Пикчерс». Артем Проскурнев, учитель информатики московской школы N 830 г. рассказал, как его ученики экспериментируют с открытым кодом ПО из дистрибутива ОС «Альт», придавая ему новые интересные свойства. Ребята пишут и собственные программы, которыми готовы делиться с другими школами. Но здесь есть одно препятствие. Это ПО российское по факту, но не юридически, поскольку не включено в Единый реестр российского ПО. А следовательно, школы будут не вправе его использовать. Артем Проскурнев в докладе сфокусировал внимание на этой проблеме и призвал всех подумать над разрешением коллизии – ведь подобная трудность вскоре возникнет и у других школ. Наталья Тер-Симонян, начальник учебного центра Ростовского-на-Дону автодорожного колледжа, показала фотографии работ учеников колледжа – призеров олимпиад и конкурсов. Для проектных работ они использовали ПО из дистрибутива «Альт Образование». Все докладчики советовали тем, кому еще предстоит переход на российское ПО, отбросить тревоги, сделать первый шаг и начать проект. Да, работы будет много. Но результат действительно стоит трудозатрат. Все это даст возможность сориентировать учебный процесс на подготовке квалифицированных кадров для цифровой экономики, построенной преимущественно на отечественных решениях. Редактор раздела: Юрий Мальцев (maltsev@mskit.ru)
наверх
Для того, чтобы вставить ссылку на материал к себе на сайт надо:
|
|||||
А знаете ли Вы что?
NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода и Поволжья13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендингаз> 31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборотаз>
|
||||