Добавить новость
Добавить компанию
Добавить мероприятие
Тренажеры на защите Волги
20.09.2006 00:00
версия для печати
Волжская государственная академия водного транспорта (ВГАВТ) основана в сентябре 1930 года. В составе академии 8 факультетов: общеинженерный, эксплуатации и управления на водном транспорте, судоводительский, электромеханический, механический, кораблестроительный, водных путей и гидротехнических сооружений, экономический. В академии обучаются около 6,8 тыс. студентов, работают более 350 преподавателей, в том числе 6 академиков, 4 члена-корреспондента, 37 профессоров, докторов наук, 193 доцента, кандидата наук. Академия имеет подразделения заочного обучения: в Астрахани, Волгограде, Ростове-на-Дону, Самаре – факультеты, в Казани и Перми - учебно-консультационные пункты. Академия имеет тесные связи с Морской торговой академией США в Кингз-Пойнте, с институтом водного строительства (BAW) в Германии, принимает участие в работе международных конгрессов и семинаров. Группа компаний «Транзас» (TRANsport Safety Systems) основана в 1990 году в Петербурге. Сегодня она представляет собой международную корпорацию с представительствами более чем в 100 странах мира, штатом сотрудников более 1 тыс. чел. «Транзас» занимает лидирующие позиции в мире среди ИТ-провайдеров в области разработок для транспортной отрасли. Тренажерный центр по управлению кризисными ситуациями природного и техногенного характера начал формироваться на базе академии в 2004 году. Компания «Транзас» в этом проекте выступила не только разработчиком, но также поставщиком и интегратором тренажерного оборудования и необходимого программного обеспечения. Финансирование велось из средств федерального бюджета и в общей сложности составило 8,5 млн рублей. Весной 2006 года выплата средств и установка оборудования были завершены. Сейчас это единственный такой центр в Приволжском федеральном округе и единственный российский центр, занимающийся проблемами разливов нефти на внутренних водах. В настоящее время центр располагается в одном из учебных помещений ВГАВТ в корпусе на ул.Нестерова, 5а. Центр оборудован одним местом инструктора, где находится сервер центра, и 8 местами для учащихся. Одно из учебных мест моделирует работу вертолетчика, остальные – сотрудников речных и спасательных служб, участвующих в ликвидации бедствия. Каждое пользовательское место оборудовано двумя мониторами. На одном из них отображаются окна программы моделирования и прогнозирования PISCES версии 2,6, на другом - ПО СMS (Crisis Management System), которое является памяткой для пользователей по порядку выполнения работы. Визуализация осуществляется с помощью программы NT PRO. Для связи с остальными участниками обучения у каждого студента имеется электронная почта, телефонная связь и рация. Начальник центра - доктор технических наук, академик Российской академии транспорта, заведующий кафедрой охраны окружающей среды и производственной безопасности ВГАВТ Виктор Наумов, его заместитель - кандидат технических наук, старший преподаватель ВГАВТ Андрей Пластинин, хозяйственной частью занимается заведующая лабораторией БЖД Алла Парахина. Как рассказал Андрей Пластинин, работа центра ведется по нескольким направлениям. Прежде всего, это подготовка студентов, учащихся в ВГАВТ по специальностям «Судовождение» и «Инженерная защита окружающей среды» (экология). В центре проводятся занятия по дисциплине «Тренажерная подготовка по управлению кризисными ситуациями». Причем, для экологов акцент делается на прогнозировании и управлении кризисными ситуациями при работе в судоходной компании, много внимания уделяется документированию. Судоводители в большей степени отрабатывают действия экипажа судна в кризисных ситуациях. Занятия для студентов начались в центре с сентября 2005 года. Уже обучено около 100 человек судоводителей и более 30 экологов. В первом семестре 2006-2007 учебного года по плану предполагается подготовить более 150 судоводителей и 60 экологов. «В ходе занятий моделируются разные ситуации, возникшие в результате посадки судна на мель, столкновения судов, взрывов на предприятия химической промышленности, утечки опасных химических веществ. По местоположению это могут быть аварии в море, во внутренних водных путях, на водохранилищах», - говорит Андрей Пластинин. Топографические и навигационные карты, в том числе и бассейна Волги, также предоставлены «Транзасом». Для работы с участками, по которым таких карт не имеется, используются оцифрованные сотрудниками центра растровые изображения. Второе направление – подготовка и переподготовка спасателей и руководящего состава аварийно-спасательных формирований по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Такие занятия проводятся по четырем программам, утвержденным Центральной комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб аварийно-спасательных формирований и спасателей транспортного комплекса РФ и Управлением безопасности федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Спасатели обучаются ликвидации аварии и взаимодействию с другими формированиями – Главным бассейновым управлением и региональным и федеральным МЧС. Длительность занятий - 54 часа. Стоимость обучения одного специалиста составляет порядка 5,8 тыс. рублей. Весной 2006 года была обучена первая группа, сформированная из специалистов Нижегородского района водных путей. Следующая группа начнет занятия в октябре 2006 года. Третье направление – возможность участия центра в ликвидации реальных кризисных ситуаций, возникших на внутренних водных путях Нижегородской области. Пока что на практике делать это не приходилось. Четвертое направление работы центра – научная работа на его базе, подготовка методического материала для совершенствования ПО PISCES, систем прогнозирования, CMS. Работа ведется согласно предварительному соглашению с компанией «Транзас». «Таким образом, совместными усилиями будет создаваться программа нового уровня, где важную роль будет выполнять модуль сжатия информации и принятия управленческого решения в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций», - говорит Андрей Пластинин. Кроме того, сотрудники центра занимаются формированием данных по Волжскому бассейну по ряду критериев: например, оценка риска возникновения ЧС, возможный объем разлива на том или ином месте и другие. Еще одно новое направление, которое в настоящее время «Транзас» развивает совместно с ВГАВТ – создание ПО «Модуль развития наводнения». Занятия по управлению паводками уже проводятся центром. Когда программное обеспечение будет создано, для изучения паводков будет установлено дополнительное тренажерное оборудование в отдельном кабинете. Это федеральный проект, осуществление которого запланировано на 2007 год. В дальнейшем предполагается объединить единой сетью тренажеры центра с уже имеющимися в академии другими тренажерами «Транзас» - навигационным и ГМССБ (Глобальная морская система связи при бедствии для безопасности мореплавания). После такого объединения на базе ВГАВТ возможно создание самостоятельного федерального тренажерного комплекса для обучения сотрудников федерального и нижегородского МЧС, тем более что у этой структуры своего тренажерного центра пока что нет. Подготовка высококвалифицированных специалистов на базе центра позволит повысить эффективность предпринимаемых мер по ликвидации и локализации разливов нефти и других ЧС и, следовательно, значительно снизить размеры ущерба, который от разлива 1 тонны нефти составляет минимум 1 млн рублей. Пока что вопрос о создании комплекса остается открытым. По мнению сотрудников центра, обучение с помощью тренажеров становится более качественным и современным, студенты лучше усваивают материал, а перед педагогами открываются возможности для научного роста. Так, Андрей Пластинин в настоящее время пишет докторскую диссертацию по созданию новой информационно моделирующей системы по ликвидации аварийных разливов нефти. Автор: Анна Тумакова (info@nnit.ru)
наверх
Для того, чтобы вставить ссылку на материал к себе на сайт надо:
|
||||||
А знаете ли Вы что?
NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода и Поволжья13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендингаз> 31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборотаз>
|
||||