Добавить новость
Добавить компанию
Добавить мероприятие
Библиотека УдГУ сама идет к читателю
01.06.2007 00:00
версия для печати
Удмуртский государственный университет был создан в 1931 году. На всем протяжении своего развития УдГУ следовал концепции классического университета, сочетающего в себе естественнонаучные, историко-филологические, экономико-правовые, культурологические, социальные и инженерные специальности и направления подготовки специалистов. Последние полтора десятилетия стратегию развития УдГУ определяют три основных принципа: осуществление многоуровневой системы образования, сочетающей фундаментальную подготовку с прикладными дисциплинами, увеличение числа востребованных и перспективных специальностей, расширение материальной базы университета. Научная библиотека Удмуртского государственного университета является одной из крупнейших библиотек Удмуртии. На настоящий момент фонд библиотеки составляет около 1 млн. документов, ежегодные поступления составляют более 27 тыс. документов, ведется подписка на 450 наименований газет и журналов. Библиотека обслуживает около 28 тыс. читателей, книговыдача составляет более 1 млн. экземпляров документов в год. К услугам читателей три читальных зала, четыре абонемента (учебной, научной, художественной и естественно-научной литературы), специализированные отделы (иностранный, отдел краеведения, редкая книга), филиалы библиотеки в институтах и на факультетах. Библиотека наряду с традиционными формами работы активно внедряет новые библиотечные технологии. С 1993 года научная библиотека УдГУ постепенно переходила на автоматизированные библиотечные технологии. Сегодня 60 % фонда библиотеки введено в электронный каталог, который представлен в сети Интернет. Различные базы данных библиотеки составляют более 700 тыс. записей. В университете действует Интегрированная информационно-аналитическая система (ИИАС), куда наряду с другими подразделениями вуза входит и библиотека. В октябре 2004 года библиотека перешла на автоматизированную выдачу и прием документов. Два читальных зала и справочно-информационный отдел полностью перешли на эту технологию, используя университетскую базу данных «Контингент» и внедрив электронный читательский билет, электронный формуляр читателя и книги, снабженные штрихкодами. Информационное обслуживание читателей осуществляют информационно-библиографический отдел и медиатека. На настоящий момент в университете идут работы по созданию электронной библиотеки. Эти работы тесно увязаны с рабочими программами по учебным дисциплинам, в которых указан перечень основной и дополнительной литературы. Так, были выпущены диски CD-ROM по дисциплинам: «Удмуртское языкознание», «Удмуртская филология», «История философии». Одновременно формируются диски по другим дисциплинам. Есть раздел «электронная библиотека» и на сайте библиотеки lib.udsu.ru. В библиотеке действует программа информатизации, которая предусматривает компьютеризацию библиотечных процессов и внедрение новых информационных технологий на основе использования современных средств телекоммуникации. Локальная сеть библиотеки интегрирована в общеуниверситетскую сеть и сеть Интернет. Читателям предоставляется доступ к полнотекстовым российским и зарубежным базам данных. В библиотеке более 70 компьютеров, автоматизированы все рабочие места сотрудников, выделен зал для работы с электронным каталогом библиотеки, функционирует читальный зал доступа к электронной информации (интернет-класс), оборудованы компьютерами рабочие места в читальном зале. Создается электронная библиотека. В структуре библиотеки создан сервисный центр, в составе которого функционирует лаборатория оцифровки и издательский центр и др. В библиотеке ведутся такие программы и проекты, как ретроконверсия каталогов, автоматизированная идентификация документов (шрихкодирование), биобиблиография ученых УдГУ, совершенствование управления библиотечными ресурсами. Только работа над проектом «Повышение эффективности управления многоуровневым университетским образовательным и научным комплексом на основе интеграции Открытой библиотечной системы в информационную систему управления вузом» в 2002-2004 годах позволила привлечь на развитие библиотеки $ 360 881. 17 мая 2007 года в Удмуртском государственном университете появился первый информационный киоск, при помощи которого можно найти и заказать любую книгу в библиотеке. В памяти «автомата» есть также полные тексты некоторых книг для возможности убедиться, что найденное издание и есть искомая книга. На правах электронного читального зала библиотека имеет право показывать на дисплее киоска текст книги. При этом возможность сканировать или скопировать оцифрованную книгу отсутствует полностью. Как сообщил заместитель директора научной библиотеки УдГУ Андрей Данилов, информационный библиотечный киоск был создан, когда появилась финансовая возможность приобрести информационный терминал и представить на его базе информационный киоск. Сам терминал был приобретен у ижевского радиозавода «ИРЗ-Фактор». На выбор производителя повлияли такие факторы, как удобное расположение поставщика, наличие гарантийного обслуживания, а также цена на уровне конкурентов. ОАО «Ижевский радиозавод» – группа предприятий, которые в настоящее время развивают шесть основных направлений: бортовые и наземные радиотехнические комплексы, телекоммуникационные системы, системы связи и автоматики на железной дороге, оборудование для ТЭК, оборудование для ЖКХ, техника универсального назначения. ДООО «ИРЗ-Фактор» занимается производством платежных терминалов и инструментально-механическим производством. Информационно-платежный терминал «Арка» предназначен для приема наличных платежей, но может использоваться в качестве информационного киоска – для консультирования клиентов (населения), предоставления им справок, информационных и других ресурсов. Терминал также может быть соединен с локальной или глобальной сетью и выполнять функции интернет-киоска. В течение двух месяцев сотрудниками отдела автоматизации научной библиотеки УдГУ разрабатывались технологии взаимодействия киоска и единой информационной системы вуза. Информация в киоск поступает по сети Интернет/Интранет. Сейчас доступны такие услуги, как поиск в электронном каталоге библиотеки, заказ книг в отделы обслуживания, бюллетень новых поступлений, просмотр полного текста книги, в случае если в библиотеке имеется ее электронная версия. Новые сервисы, которые будут доступны в информационных киосках, активно разрабатываются. Пока в проектах – телефонный справочник университета, а также информация о загруженности читальных залов. В электронном телефонном справочнике будут присутствовать телефоны служб и подразделений университета. Работа над справочником ведется Управлением информационного обеспечения УдГУ. Так как в читальных залах и справочно-библиографическом отделе налажена автоматизированная выдача документов, имеется возможность отследить «состояние» каждого экземпляра фондов данных подразделений, а именно перемещение книги из отдела в отдел, выдачу и возврат книги. Кроме того, по выданным документам можно определить, сколько читателей находится в читальном зале, и в итоге получить информацию об их загруженности. Информационный киоск оборудован антивандальным корпусом и непробиваемым стеклом, так что его можно устанавливать в общественных местах без какой-либо дополнительной охраны. Киоск расположен в фойе первого корпуса УдГУ. По словам Андрея Данилова, в будущем такие терминалы будут размещены во всех корпусах университета. В настоящее время количество и места расположений уточняются. «Хотелось бы обеспечить свободный доступ к информационным ресурсам библиотеки вуза. Внедрение автоматизированных технологий, в том числе взамен бумажных, требует обеспечения доступа пользователей к информации. Это и читательские требования, и информация о наличии и доступности документа, возможность получения справок и т. п. Одно из решений – это использование информационных киосков», – добавляет Андрей Данилов. Андрей Данилов также говорит о большой востребованности доступа к электронному каталогу библиотеки и о том, что библиотека «идет навстречу» своему читателю в этом вопросе: «Для поиска в электронном каталоге требуется либо идти в электронные читальные залы библиотеки, либо использовать компьютер (дома, на работе, в учебном классе), подключенный к сети Интернет. В данном случае компьютер с Интернет «сам идет» к пользователю». Информационный киоск в библиотеке Удмуртского государственного университета является первым в республике, хотя подобная идея реализована в некоторых библиотеках России. На вопрос, не собирается ли научная библиотека продавать данное решение, Андрей Данилов ответил: «Таких планов нет. Коммерцией библиотека не занималась и вряд ли будет заниматься. А вот упростить доступ к информации – наша основная задача. Мы лишь стремимся использовать в своей деятельности современные технологии и новые формы работы с информацией». Автор: Светлана Черемисина (info@nnit.ru)
наверх
Для того, чтобы вставить ссылку на материал к себе на сайт надо:
|
||||||
А знаете ли Вы что?
NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода и Поволжья13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендингаз> 31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборотаз>
|
||||