rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Абоненты разговорились/В этом году доходы российских операторов мобильной связи вырастут в полтора раза

В 2006 г. впервые за всю историю мобильной связи в России начался рост среднего дохода операторов на абонента (ARPU). А ведь еще два года назад тенденция была прямо противоположная — выручка компаний в пересчете на абонента постоянно сокращалась, и аналитики инвестбанков гадали, когда ARPU достигнет дна и каким это дно будет. Может, $5 в месяц? А может, $3 в месяц, как у крупнейшего сотового оператора Индии — Bharti?
2005 год стал последним годом бурного развития в России сотовой связи: сотовым компаниям в последний раз удалось удвоить совокупную абонентскую базу, причем в ход шли все способы рекрутинга клиентов, вплоть до раздачи бесплатных sim-карт. Абонентские базы разбухли за счет новобранцев, не заинтересованных сохранять бесплатно доставшийся контракт: они выговаривали сумму, лежавшую на счете, и выбрасывали sim-карту. Доход операторов в пересчете на одного клиента стал размываться, компании стали серьезно задумываться, как повысить ARPU.

К концу 2006 г. «рост армии активных пользователей сотовой связи» фактически закончился, заявил недавно гендиректор «Мегафона» Сергей Солдатенков. В текущем году сотовые компании продадут максимум 20 млн новых контрактов, спрогнозировал он. Это значит: за год количество действующих sim-карт в России увеличится примерно на 15%.

Люди говорят

Солдатенков объясняет продолжающееся увеличение ARPU несколькими причинами. Одна из них — переход на новую систему расчетов между операторами фиксированных и сотовых сетей после введения с 1 июля 2006 г. принципа «Платит звонящий» (Calling Party Pays, CPP). Региональные операторы, многие из которых прежде вообще не платили федералам за звонки своих абонентов на их сети, теперь стали это делать. Вторая причина — пересмотр операторами тарифной политики после введения СРР. И третья — рост разговорной активности абонентов (MOU). Только за последний год среднее значение MOU по России выросло, по данным Comnews Research, на 23,4%.

Президент Ассоциации региональных операторов и председатель правления Tele2 Russia Юрий Домбровский объясняет стабильный рост MOU и ARPU прежде всего увеличением доходов населения. По данным Росстата, доходы на душу населения в первом полугодии 2007 г. по отношению к первому полугодию 2006 г. выросли на 20,6%. Теперь люди готовы тратить на связь больше, уверен Домбровский.

У людей стало больше денег, которые они могут тратить, в том числе и на мобильную связь, соглашается директор «МТС-Россия» Михаил Шамолин, но призывает рассматривать «комбинацию трех составляющих» — экономическую, психологическую и маркетинговую: «Абоненты оправдывают для себя расходы своего семейного бюджета на мобильный телефон, потому что это становится удобной составляющей жизни, без которой люди уже не могут обходиться».

Будут ли российские абоненты говорить еще больше? Домбровский в этом убежден. Судить о верхнем пороге разговорной активности можно по данным операторов фиксированной связи — например, МГТС, считает он. Это 800-1000 минут в месяц. «В Америке, где люди не экономят на связи, они столько и разговаривают», — добавляет Домбровский. «Предел роста MOU — 1000 минут в месяц», — соглашается партнер Comnews Research Оксана Панкратова.

«Количество минут [разговора] на одного абонента [в России] меньше, чем в большинстве стран мира», — констатирует пресс-секретарь «Вымпелкома» Екатерина Осадчая.

Стимул от оператора

Сотовые компании запускают тарифы, стимулирующие абонентов говорить еще больше. «Есть ряд тарифных планов, которые мы называем “телескопы”, — например, “Первый”: они подразумевают более низкую цену второй и последующих минут: чем больше абонент говорит, тем меньше платит, — рассказывает Шамолин из МТС. — Есть тарифные планы семейства RED, которые стимулируют общение с другими подписчиками данного тарифного плана или абонентами сети. А недавно мы вывели тариф RED Zone, смысл которого в том, что на определенной территории (например, университета или клуба) стоимость связи снижается».

Еще один способ повышения счета абонента — запуск новых неголосовых услуг. Региональные операторы, по мнению Домбровского, вводят такие сервисы даже активнее, чем компании «большой тройки». «У регионалов на неголосовые услуги приходится 15-20% выручки, — говорит он. — Рост потребления допуслуг — их основной источник увеличения доходов».

У МТС вклад допуслуг в ARPU — 15-16% и «мы думаем, что сможем достичь 20%», говорит Шамолин. Запуск сетей третьего поколения (3G) может несколько повысить долю неголосовых сервисов в ARPU и сам средний счет на абонента, но в основном у бизнес-пользователей, которые станут активно пользоваться мобильным широкополосным доступом в интернет, ожидает он. Панкратова ждет, что с учетом 3G-услуг средний российский ARPU составит в 2008 г. $14,7 в месяц, в 2009 г. — $16 в месяц, а в 2016 г. — $22,4 в месяц.

Дешевле или дороже?

Несмотря на рост ARPU, средняя стоимость минуты разговора (APPM) в России снижается. По этому показателю Россия на одном из последних мест в мире (еще дешевле минута связи в Индии и Китае). Впрочем, у МТС АРРМ в последние полтора года практически не снижается, заверяет Шамолин.

Предел снижения этого показателя — стоимость межоператорского платежа за минуту, или $0,03, причем в некоторых регионах APPM сотовых компаний уже столько и составляет, признается представитель одного из операторов «большой тройки». Ниже сегодняшнего уровня APPM падать не будет — операторы этого не допустят, убежден Домбровский. «Ценовые войны прекратились, а мы стимулируем спрос абонентов», — напоминает Осадчая из «Вымпелкома».

По оценкам Comnews Research, в 2007 г. доходы сотовых компаний вырастут в 1,5 раза до $22 млрд, в 2008 г. — на 20% (до $26,4 млрд), а с 2008 г. будут расти лишь на 10%.
Тимофей Дзядко

Источник: Ведомости (http://vedomosti.ru)

Рубрики: Мобильная связь, Финансы

Ключевые слова: международная мобильная связь, дешевая мобильная связь, абоненты мобильной связи, мобильная сотовая связь, база мобильной связи, услуги мобильной связи, мобильные системы связи, мобильная связь телефоны, новости мобильной связи, сотовая связь россии, база сотовой связи, прием платежей, платежные системы, платежи, операторы сотовой связи Москва, мобильные операторы Москвы, связь МТС, связь МегаФон, сотовые операторы, тарифные планы МегаФон, безлимитные тарифы Билайн, тарифы Билайн, тарифные планы Билайн, безлимитный МегаФон, МТС Москва, финансы, мобильные операторы, связь Билайн, МегаФон тарифы, мобильные тарифы, безлимитные тарифы, тарифные планы МТС, МТС тарифы, МегаФон Москва, сотовая связь тарифы, абоненты сотовой связи, сотовые абоненты, Билайн, ВымпелКом, МТС, тарифы МТС, тарифы МегаФон, МегаФон, МегаФон Центр, теле2, финансирование, вложение денег, tele 2, теле 2, tele2, продажа, выручка

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода и Поволжья

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

ITSZ.RU: последние новости Петербурга