Информационный портал nnIT

Оригинал документа: http://nnit.ru/news/n43982/


     
 

Музейные раритеты получили интерактивные оболочки

14.12.2007 04:09
Музей науки ННГУ «Нижегородская радиолаборатория» открыл новую экспозицию – проект «Радиопары». Ее особенность в том, что музейные предметы окружены медийной оболочкой (это анимационные и видеофильмы, интерактивная лекция, тренажер), что позволяет посетителям погрузиться в эпоху 20-х годов прошлого столетия и более наглядно познакомиться с принципами работы изобретений того времени. Идея экспозиции появилась в конце 2006 года, в связи с объявлением грантового конкурса «Научный музей в 21 веке» фонда некоммерческих программ «Династия», и воплощена менее чем за год.

«Нижегородская радиолаборатория» (НРЛ) известна тем, что в 1918-1928 годах здесь в промышленных масштабах началось производство приемных и генераторных ламп, разрабатывались длинноволновые радиостанции, создавались коротковолновые передатчики и приемники, отсюда началась трансляция первых радиоконцертов. С НРЛ связана биография многих нижегородских предприятий радиоэлектроники и связи и НИИ, таких как ФГУП «Завод им. М.В. Фрунзе», ОАО «Горьковский завод аппаратуры связи им. А.С. Попова», ОАО «Завод им. Г.И. Петровского», ОАО «НИТЕЛ», Научно-исследовательский радиофизический институт (НИРФИ), Институт Прикладной физики РАН (ИПФ РАН), ФГУП «НПП «Полет», ФГУП «Нижегородский НИИ радиотехники» (ННИИРТ), ФНПЦ ФГУП «Нижегородский научно-исследовательский приборостроительный институт «КВАРЦ» (НИИП «Кварц») и др.

Мемориальный музей НРЛ существовал с 1974 года, с декабря 1998 года он передан Нижегородскому госуниверситету. В настоящее время музей науки ННГУ «Нижегородская радиолаборатория» является структурным подразделением музея университета, позиционируется в области истории отечественной науки и техники. Музей проводит экскурсии для групп школьников, студентов и специалистов в различных сферах деятельности.

Проект «Радиопары» - победитель грантового конкурса «Научный музей в 21 веке» фонда некоммерческих программ «Династия». Этот фонд учрежден в 2001 году почетным президентом компании «ВымпелКом» Дмитрием Зиминым. Приоритетные направления деятельности фонда - развитие фундаментальной науки и образования в России, создание условий для работы ученых на родине, популяризация науки, просвещение. Первый грантовый конкурс «Научный музей в XXI веке» фонд «Династия» организовал в 2006 году при поддержке Ассоциации научно-технических музеев Российского комитета Международного совета музеев. Целью конкурса было - способствовать развитию в России новых (инновационных) форматов интерактивных музейных экспозиций. На конкурс поступили 84 заявки. Музей науки ННГУ оказался в числе десяти лидеров и получил поддержку в объеме $17 270.

Автором проекта «Радиопары» является радиофизик, арт-директор студии «Дирижабль», художник, графический дизайнер, музейный куратор Евгений Стрелков. Заведующая отделом истории науки музея, кандидат физико-математических наук Шева Китай выступила руководителем проекта. Также в подготовке экспозиции участвовали директор музея ННГУ, зав. кафедрой музеологии ННГУ, кандидат исторических наук Тамара Ковалева, заведующая отделом фондов музея ННГУ, историк Дарья Силенко, сотрудники музея Борис Новиков и Альбина Хандохина, директор студии «Alcool», медиа-художник, дизайнер, автор нескольких музейных и выставочных экспозиций, дипломант ряда музейных и художественных конкурсов Андрей Суздалев, флеш-программист, инженер, специалист по вёрстке и видеомонтажу Дмитрий Хазан, инженер-электронщик, участник музейных выставок в Москве, Нижнем Новгороде, Ульяновске, Ижевске и Перми Виктор Рылов, радиофизик, специалист в области физической акустики, программист, участник нескольких художественных проектов Алексей Циберев.

Шева Китай рассказала, что идея проекта создания новой постоянной экспозиции музея науки «Нижегородская радиолаборатория» «Радиопары» заключается том, чтобы окружить наиболее яркие экспонаты мемориального зала музея интерактивными оболочками, что, с одной стороны, подчёркивает раритетность музейных предметов, а с другой расширяет информационную насыщенность экспозиции. Для каждой пары «экспонат-оболочка» предлагаются свои визуальные и технические решения, иллюстрирующие развитие заложенных в приборах идей. По проекту «Радиопары» были разработаны пять музейных инсталляций - медиа-объектов.

В состав «Радиопары 1», которая называется «Конструирование радиоламп и радиостроительство в СССР в 1918-1928 годах», входят раритетные радиолампы и интерактивная «Карта «Радиостроительство». При фиксировании зрителем тумблера в одном из трёх положений (1918, 1924, 1927 годы) на карте загораются светодиодные лампы, отмечающие наличие и расположение радиостанций на территории Российской Республики в соответствующем году.

«Радиопара 2» - «Создание коротковолновых передатчиков и приёмников, изучение распространения коротких волн» - объединяет такие приборы, как КВ передатчик и КВ приёмник, предположительно использовавшиеся в северных экспедициях с участием Э. Кренкеля, и фильм «Рекорды радиосвязи». Фабула фильма опирается на отрывок из воспоминаний полярника Э.Т. Кренкеля «Мои позывные – РАЕН», в котором он описывает свой приезд в 1926 году в Нижегородскую радиолабораторию за новым, специально для него разработанным коротковолновым оборудованием. На этом оборудовании Э.Т. Кренкель вскоре установил несколько мировых рекордов по дальности радиосвязи. В фильм включены около 100 фотографий из архива лаборатории, а также фрагменты кинохроники середины 1920-х годов.

«Радиопара 3» - «Акустический тракт и его применение в радиовещании» - состоит из микрофонов и репродукторов, а также видеофильма «Радио- музыка» и аудиопрограммы «Радио – газета». «С Нижегородской радиолабораторией связано зарождение музыкального вещания в Советской России. Передачи радиогазеты «Радиолюбитель по радио», еженедельно шедшие в эфир с 1926 по 1930 годы из радиостудии им. В.М. Лещинского при Нижегородской радиолаборатории, сыграли важную роль в развитии движения радиолюбительства в Нижнем Новгороде и в Нижегородской губернии. Экспозиция показывает роль Нижегородской радиолаборатории и ее ведущих специалистов, в частности, профессора М.А. Бонч-Бруевича, в становлении регулярного музыкального радиовещания. В аудиоинсталляции «Радио – музыка» использованы музыкальные произведения, звучавшие в первых радиоконцертах, и запись воспоминаний А.В. Неждановой, участницы первого «радиопонедельника». При записи инсценировки аудиопрограммы «Радио – газета» использованы тексты, отобранные в результате архивного поиска в фондах музея ННГУ «Нижегородская радиолаборатория», - говорят сотрудники музея.

«Радиопара 4» - «Первые телевизионные системы (на примере так называемого радиотелескопа М.А. Бонч-Бруевича)» - включает макет радиотелескопа и анимационный фильм «Радиовидение», посвящённый созданию и развитию механического телевидения. В фильме рассказывается о схемах и принципах передачи изображения с использованием радиосвязи и с применением систем механической развёртки, об идеях и изобретениях, лёгших в основу механических телевизионных систем. Компьютерная анимация наглядно поясняет работу таких принципиальных узлов системы, как, например, диск Нипкова.

Наконец, «Радиопара 5» называется «Изобретения и открытия О.В. Лосева в области электроники полупроводников и электролюминесценции». Здесь можно увидеть приемник «Кристадин» и усилитель к приемнику конструкции О.В. Лосева, а также просмотреть краткую виртуальную лекцию «Радио-Лосев». «Материал организован хронологически. Ось времени на экране содержит узлы, клик на каждом из них открывает окна с информацией об основных этапах жизни и научной деятельности одного из гениальных российских ученых - О.В. Лосева», - пояснили в музее.

Для создания медиа-оболочек, прежде всего анимационных роликов, флеш- презентаций и фильмов авторы проекта использовали уникальные и редкие материалы и документы, полученные в таких организациях, как Российский государственный архив кинофотодокументов (г. Красногорск Московской обл.), ФГУ «Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм» (г. Москва), ФГУП «Фильмофонд Нижне-Волжской студии кинохроники» (г. Саратов), Центральный музей связи им. А.С. Попова (г. Санкт-Петербург), музей «Ледокол Красин» (г. Санкт-Петербург), Нижегородская государственная консерватория, архив ФГУП «Нижегородская объединенная государственная телевизионная и радиовещательная компания». Медиапродукты создавались с помощью С++ и Flash-анимации. Из оборудования были использованы, в частности, сенсорный монитор NEC, мониторы LG, DVD-плееры.

«К настоящему времени мы полностью выполнили все свои обязательства перед Фондом, однако планируем дополнять медийную среду новыми разработками, в частности, связанными с деятельностью А.С. Попова и всенародным движением радиолюбительства. Дальнейшее развитие идеи экспозиции мы видим в создании мобильных модулей, которые позволят познакомить жителей районов области с электронным архивом проекта «Радиопары» и с новыми медийными продуктами, разработанными специально для нового проекта», - говорит Шева Китай.

Первых посетителей выставка приняла 31 октября 2007 года, к настоящему моменту ее посетило около 300 человек.

Автор: Анна Тумакова (info@nnit.ru)

Рубрики: Интернет, Интеграция, Маркетинг, Оборудование, Финансы

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
   
     


Copyright 2004 nnIT. Все права защищены
Перепечатка материалов приветствуется при ссылке на www.nnIT.nnit.ru
Ресурс разработан и поддерживается компанией Peterlink Web