Информационный портал nnIT

Оригинал документа: http://nnit.ru/news/n46316/


     
 

Два телефона в одной трубке

03.03.2008 09:00
Российские операторы вслед за зарубежными пытаются совместить технологии мобильной и фиксированной связи. Их цель — создать услуги, максимально удобные для корпоративных клиентов. Но удастся ли на этих услугах заработать дополнительные деньги, пока вопрос
Одна из самых модных тем для обсуждения в телекоммуникационном сообществе нынче — конвергенция услуг фиксированной и мобильной связи (Fixed Mobile Convergence, FMC). С технической точки зрения речь идет об объединении каналов передачи голоса, цифровых данных, графики, видео, корпоративных приложений и т. п. с помощью интернет-протокола.

Перспектива
33,4 миллиарда долларов составит объем мирового рынка конвергентных услуг к 2012 г., прогнозирует старший аналитик Informa Telecoms & Media Пол Мерри.
170 миллионов абонентов будут к этому времени пользоваться FMC, в том числе 145 млн частных клиентов.

Европа: успехи и провалы

Одним из первых в мире такие услуги начала оказывать British Telecom (BT). Летом 2005 г. совместно с сотовым оператором Vodafone она запустила услугу BT Fusion. Пользоваться ею могут владельцы мобильных телефонов, поддерживающих помимо GSM еще и технологию беспроводного интернет-доступа WiFi. Подписчик BT Fusion может совершать дешевые звонки с помощью сети интернет, для подключения к которой и нужен WiFi. Если точек доступа WiFi (хот-спотов) поблизости нет, телефон переключается в GSM-сеть Vodafone. Сейчас BT предлагает абонентам три тарифных плана BT-Fusion 4 for 1. Они включают 100, 200 и 400 предоплаченных минут разговора в месяц за 19 фунтов ($37,3), 25 фунтов ($49,1) и 35 фунтов ($68,7) соответственно. При этом каждые четыре минуты разговора в домашней сети (дома или в зоне действия хот-спотов) считаются за одну включенную в тариф. На BT Fusion подписалось лишь 45 000 частных пользователей (всего у Vodafone в Британии более 17,9 млн абонентов), признается представитель BT Майкл Джарвис, добавляя: сейчас BT тестирует новую версию услуги для массового рынка.

France Telecom (FT) запустила аналогичную услугу под названием Unik на год позже — осенью 2006 г. За первые же полгода оператору удалось продать 123 000 телефонов GSM/WiFi, поддерживающих Unik. FT тоже предлагает три тарифных плана, которые предусматривают бесплатные звонки из домашней сети (дома и в зоне действия одного из 30 000 хот-спотов) на фиксированные телефоны (10 евро в месяц, $14,8), на мобильные (15 евро в месяц, $22,2), а также в другие города Франции, иных стран Европы и США (20 евро в месяц, 29,6).

Конвергентные услуги с использованием аналогичных телефонов предоставляла с августа 2006 г. и Deutsche Telekom (DT) под брендом T-One, но, набрав к марту 2007 г. лишь 10 000 абонентов, была вынуждена прекратить продажи. Причиной непопулярности T-One эксперты называли дороговизну услуги и возникновение конкуренции внутри группы, в частности между DT и подконтрольной ей T-Mobile.

Успех FT и неудачи BT с DT показывают: не все рынки одинаково готовы воспринять конвергентные услуги, заключает директор по исследованиям европейских беспроводных и мобильных коммуникаций IDC Ларс Вестергаард. Одна из причин медленного развития BT Fusion — ограниченное число телефонов, поддерживающих эту услугу (всего 10-12 из нескольких сотен моделей), считает он. По мнению эксперта, FT продвигала услугу активнее, вдобавок французы оказались менее разборчивы при выборе трубок. Если BT запустила конвергентную услугу, одновременно пытаясь перевести клиентов с коммутируемого доступа в интернет (dial-up) на широкополосный (broadband), то FT сперва занялась развитием broadband, а уже потом предложила клиентам Unik — такое объяснение представила изданию Finweek аналитик Gartner Катя Рууд.

Российский опыт

В России конвергентные услуги не особо популярны. МТС предлагает их корпоративным клиентам — крупным компаниям, сотрудники которых много звонят с мобильных номеров на офисные и наоборот, рассказывает пресс-секретарь компании Ирина Осадчая. Среди них востребованы единые номера для фиксированного и мобильного телефона, говорит она: «Клиентам не приходится запоминать несколько номеров одного человека, вызовы могут поступать одновременно на мобильный и фиксированный телефон». Подобными услугами пользуются более 50 000 сотрудников компаний — клиентов МТС. Это не так много, учитывая, что свою долю на рынке корпоративных клиентов МТС оценивает в 55%, а весь этот рынок, по мнению представителя одной из компаний «большой тройки», насчитывает 6 млн абонентов.

Пресс-секретарь «Вымпелкома» Екатерина Осадчая признает: у этого оператора тоже «небольшое число» клиентов, подписавшихся на FMC. Совместно с Golden Telecom (GT) и Orange Business Services (принадлежит France Telecom) «Вымпелком» предоставляет услугу единого короткого номера. Еще одна конвергентная услуга с участием «Вымпелкома» основана на технологии передачи данных GPRS: фиксированный оператор объединяет все офисы клиента (например, банка) в корпоративную сеть для обмена данными, а сотовый — предоставляет радиодоступ «для выхода во внешний мир», рассказывает Осадчая.

А «Мегафон» сейчас разрабатывает проект замены фиксированного домашнего телефона мобильным (Fixed-Mobile Substitution, FMS), рассказал недавно «Ведомостям» его гендиректор Сергей Солдатенков. Для абонента это будет выглядеть так: когда он дома, на его мобильнике загорается значок, означающий, что он находится в домашней зоне, для которой предлагается специальный сниженный тариф.

Павел Гореньков, управляющий фиксированным оператором «Гарс телеком» (оказывает FMC-услуги в партнерстве с «Мегафоном» и «Скай линк»), считает, что стандарт GSM «не заточен» под современные потребности клиентов-корпораций. Сети операторов «большой тройки» строились в основном под запросы массового рынка: например, у них до сих пор нет возможности короткого набора номера в роуминге, говорит он.

Гендиректор «Вымпелкома» Александр Изосимов летом прошлого года объяснял неэффективность конвергентных проектов тем, что партнерам по FMC сложно договориться: «Огромное количество энергии уходит на обсуждение вопроса, кто сколько будет зарабатывать, а не самого бизнеса». Рынок FMC будет в застое, пока фиксированный и мобильный операторы не поделят роли и не решат, кто из них контактирует с клиентом, кто отвечает за уровень сервиса, а кто просто предоставляет трафик, соглашается Гореньков. Но Изосимов предпочел более радикальное решение: 18 января «Вымпелком» предложил акционерам GT $4,35 млрд за 100% компании, и большинство из них уже воспользовалось офертой. Правда, преимущества слияния Изосимов пока описывает в высшей степени абстрактно. «Мы не знаем точно, как cможем извлечь дополнительную выгоду [от планируемого присоединения GT], но почти каждый скажет, что она там есть», — заявил он в конце января, добавив, что экономия от объединения составит $474 млн.

Лояльность или доходы

Операторы фиксированной и сотовой связи не рассматривают конвергентные услуги как отдельные, способные приносить дополнительные деньги. Они повышают лояльность абонентов, но ожидать дополнительных доходов не следует: опыт Европы показал, что операторы вынуждены предлагать клиентам больше услуг за те же деньги, говорит Солдатенков. Хотя уйти от оператора, предоставляющего одинаковые услуги на мобильном и фиксированном телефоне, сложнее, чем от того, который оказывает только один вид услуг, полагает Осадчая из МТС.

Гореньков считает, что конвергенция дает и финансовый эффект: среднемесячный счет корпоративного абонента, подписанного на FMC, — $100-150 в месяц, а не пользующегося такой услугой — на 20-30% меньше. «Такому клиенту мы не можем оказывать услуги, когда он находится вне офиса», — объясняет он. Фиксированный оператор, предоставляющий FMC, зарабатывает и на перепродаже услуг мобильной связи — ему достается 15-20% дохода, говорит Гореньков. Представители МТС и «Вымпелкома» отказались раскрыть выручку от конвергентных услуг.

Тем не менее эксперты и участники рынка ожидают стремительного развития услуг FMC. Вестергаард уверен: в ближайшие пару лет появится много новых конвергентных проектов. По оценкам IDC и Gartner, уже более 50% звонков с мобильных телефонов совершается внутри офисов, при этом клиентов пугает непредсказуемость платежей — значит, операторы будут вынуждены установить единообразные тарифы на все виды звонков, делает вывод Вестергаард. МТС ожидает, что конвергентные услуги будут востребованы среди фирм, но не у частных клиентов, говорит Ирина Осадчая.

Тимофей Дзядко

Источник: Ведомости (http://vedomosti.ru)

Рубрики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Кадры

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
   
     


Copyright 2004 nnIT. Все права защищены
Перепечатка материалов приветствуется при ссылке на www.nnIT.nnit.ru
Ресурс разработан и поддерживается компанией Peterlink Web