rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Электронный билет. Получили самарские пассажиры

В Самаре модернизируется схема оплаты проезда в общественном транспорте. На смену привычным бумажным билетам и наличному расчету приходит электронный проездной билет, внешне напоминающий пластиковую смарт-карту. Его полное название - «Единая Транспортная карта - Самара». Карта работает по принципу электронного кошелька: пассажир пополняет свой баланс через терминалы платежных систем, после чего может расплачиваться за проезд по безналичному расчету. По словам организатора проекта - мэрии Самары, – новая система позволит упорядочить финансовые потоки между городскими органами и перевозчиками.
«Единая Транспортная карта» (ЕТК) - это электронный проездной, внешне напоминающий пластиковую смарт-карту, и она уже используется в ряде городов России. В каждом городе ЕТК имеет собственное цветовое решение. «Единая Транспортная карта - Самара» - выполнена в малиновой гамме. Пользователи ЕТК получают возможность оплачивать проезд в общественном транспорте по безналичному расчету – деньги с карты считывает специальное устройство, которым оборудовано рабочее место кондуктора. Пластиковый проездной работает по принципу электронного кошелька – пополнять баланс карты пользователь может в любое время в терминалах платежных систем и в билетных киосках.

Эксперимент по автоматизации оплаты за проезд в общественном транспорте был инициирован мэрией Самары в 2007 году. Законодательной основой проекта стало постановление властей города «О внедрении в городском округе Самара автоматизированной системы учета и безналичной оплаты проезда в городском общественном пассажирском транспорте». Техническим исполнителем является российская платежная система «Золотая Корона». В Самаре ее представляет ООО «Самарская карта». Компания выступила в роли изготовителя и поставщика пластиковых карт для города.

Одним из ключевых этапов реализации проекта «Единая Транспортная Карта - Самара» стало оснащение муниципальных транспортных средств Самары специальными терминалами, позволяющими списывать денежные средства за оплату проезда с транспортной карты. Данный участок работ был завершен в июне 2008 года, а 1 июля система была сдана в опытную эксплуатацию.

В настоящее время «Единая Транспортная карта - Самара» действует на всех видах общественного транспорта города – в автобусах, трамваях и метро. Приобрести электронный проездной можно в киосках МП «ТТУ» (продажу ведут 20 киосков) и МП «Самарский метрополитен» (киоски на всех 9 станциях). Стоимость автоматизированного проездного составляет 100 рублей. Льготным категориям граждан предоставляются скидки. Так, базовый тариф за одну поездку в Самаре равен 10 рублям за одну поездку. Стоимость проезда для школьников будет рассчитываться из суммы в 50 % от базового тарифа, что составит 5 рублей за одну поездку, для студентов действует 15-процентная скидка, что делает стоимость одного проезда равной 7,5 рубля.

Недавно, 22 июля 2008 года, в рамках пресс-конференции, посвященной первым результатам работы системы «Единая Транспортная Карта - Самара», генеральный директор компании «Самарская карта» Константин Макаров сообщил, что за первые пять дней работы проекта реализовано 70 транспортных карт, что является неплохим результатом. «Преимущественно покупателями электронных проездных сегодня являются молодежь и люди среднего возраста. Такие пассажиры приобретают ЕТК из интереса – посмотреть, как можно с помощью одной карты оплатить проезд в метро, автобусе или трамвае», - поясняет г-н Макаров. На время апробации новой системы пассажиры имеют возможность расплачиваться за проезд и традиционным способом - ежемесячными проездными и разовыми билетами. Однако уже к концу 2008 года планируется полный перевод общественного транспорта Самары на систему электронных проездных. По словам чиновников, это позволит упорядочить финансовые потоки между мэрией и перевозчиками.

По мнению инициаторов проекта, внедрение транспортной карты позволит автоматизировать функцию расчета с транспортными предприятиями путем списания денежных средств и их дальнейшего зачисления на расчетный счет. Также она дает возможность отслеживать, какое количество пассажиров проезжает еженедельно, ежедневно и ежечасно по каждому конкретному маршруту. Исходя из этого департамент транспорта будет иметь возможность отслеживать пассажиропоток и контролировать работу перевозчика.

Несмотря на очевидные преимущества единой электронной транспортной карты, пользователи отмечают и минусы проекта. Одна из негативных сторон заключается в том, что необходимость покупать модернизированные проездные создаст проблемы для гостей города, а нечестные кондукторы смогут заработать, провозя пассажиров за меньшую плату наличными. Кстати, сейчас подобные нарушения уже встречаются. Руководитель департамента транспорта администрации городского округа Самара Валерий Графский также отметил, что внедрение новой системы не обходится без шероховатостей. Однако г-н Графский подчеркнул, что и кондукторы, и пассажиры должны привыкнуть к новым возможностям общественного транспорта. «В ближайшие полтора месяца будет проходить отладка системы. Одной из главных задач проекта «Электронный проездной» явлется предоставлеие пассажирам возможности легко оплачивать проезд безналичным способом», - сообщил Валерий Графский.

Напомним, что авторство проекта «Единая транспортная карта» принадлежит Новосибирску. Уже несколько лет здесь эксплуатируется так называемая социальная карта, также работающая на основе платежной системы «Золотая Корона». Электронная социальная карта выдается гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки (льготникам) и служит удобным инструментом получения денежных средств и совершения платежей. Дополнительным сервисом социальной карты и стала система ЕТК. Так, в Новосибирске единая транспортная карта работает с 2006 года. В настоящее время местные власти внедряют новый проект на базе ЕТК - бескондукторную схему расчетов в транспорте.

Однако проект «Единая транспортная карта» получил распространение не только в Сибири, но и в некоторых других городах ПФО. В конце 2007 года система ЕТК введена в тестовую эксплуатацию в Оренбурге. В Чувашии электронная система оплаты проездов введена с 1 июня 2008 года. Сейчас здесь проводится тестовое испытание оборудования, а также идет работа по изготовлению самих транспортных карт. Напомним, что в Чувашии идея модернизации способов оплаты различных услуг и сервисов получила особое развитие. Местное отделение Сбербанка проводит активную политику, направленную на упрощение процесса погашения счетов. Так, с 2007 года на баланс терминалов самообслуживания Чувашии были переведены счета за газ, коммунальные платежи, оплата услуг операторов связи, в том числе и интернет-провайдеров, а недавно к списку прибавилась возможность погашения налоговых платежей (см. новость раздела «Платежные системы» от 14 июля 2008 г.).

Автор: Ирина Рыбченко (info@nnit.ru)

Рубрики: Интеграция, Оборудование, ПО, Регулирование, Финансы

Ключевые слова: платежные системы, платежи, система оплаты, информационных технологий

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода и Поволжья

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

ITSZ.RU: последние новости Петербурга