rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Эффективные бизнес-модели. Обсудили на Mobile VAS Conference

Вчера, 27 ноября 2008 года, в Петербурге начала работу Пятая Mobile VAS Conference. В первый день в режиме панельных дискуссий обсуждались тенденции на VAS-рынках, развитие мобильного Интернета, бизнес-модели в социальных сетях и передача Rich Media. В конце мероприятия были подведены итоги Russian Mobile VAS Awards. Как отметили участники, на данный момент мировой кризис еще не затронул отрасль, однако все же проблемы существуют.

Mobile VAS Conference является самой крупной конференцией в данной области. На ней подводятся итоги года, обсуждается, какие услуги сервисы и бизнес-модели будут работать в дальнейшем. Участие в мероприятии принимают провайдеры контента, сервис-провайдеры, операторы связи, системные интеграторы, продвигающие на рынок услуги для рынка, агрегаторы и др. На форум приехали представители компаний из стран СНГ и Европы.

По словам генерального директора компании ADMIN Ltd Михаила Новикова, на текущей Mobile VAS Conference предметом обсуждения в первую очередь стали наиболее перспективные бизнес-модели. Российский рынок развивается в рамках общемировых тенденций, но у каждой страны свои особенности. Так, российский рынок где-то на год отстает от европейского, но при этом опережает американский рынок по разнообразию услуг, монетизации, бизнес-моделям на год и в то же время сильно не похож на рынок Юго-Восточной Азии.

Мировой кризис пока не затронул отрасль, рынок мобильного контента стремительно объединяется с интернет-рынком, однако наблюдается ряд проблем. С одной стороны, сегмент мобильного контента идет на спад. С другой - микроплатежи, мобильный Интернет, Rich Media – те области, где виден наибольший рост индустрии.

Если говорить о рынке решений для контент-провайдеров, на котором  используются сложные технологические платформы, то здесь сегодня широкое поле для взаимодействия компаний-разработчиков и операторов.

Вторая часть конференции была посвящена вопросам развития социальных сетей и построению эффективных бизнес-моделей. По словам исполнительного директора MEF Риммы Перельмутер, согласно исследованиям компании, мировой рынок мобильного контента к 2011 году превысит $13 миллионов. В этой области социальные сети выступают центральной стратегией. Причем было отдельно подчеркнуто, что полноценного рынка мобильных социальных сетей в России на сегодняшний день нет, в основном речь идет о веб-сетях, доступ в которые осуществляется с помощью телефонов.

Дальнейшее обсуждение сосредоточилось на бизнес-моделях. Директор по развитию бизнеса в России и СНГ компании SUP Андрей Борисевич предложил разделять понятие «мобильные сервисы в социальных сетях» и оплату онлайн-услуг в социальных сетях при помощи мобильного телефона. Он отметил, что в социальных сетях деньги снимают за скачивание фотографий на телефон, как на «Одноклассники.ру», в то же время ресурсы оплаты с помощью SMS не исчерпаны полностью. Есть также подписка, голосование. Из технологий используются мобильные версии – WAP, PDA, виджеты на новых телефонах, iPhone, java.

У социальных сетей нет стратегии развития мобильных версий, которые не рассматриваются как отдельные медиаприложения. В отличие от других, например, для Live Journal мобильная версия рассматривается как полноценная отдельная стратегия.

Из рассмотренных способов монетизации сервисов и услуг наиболее развит прямой биллинг (SMS, MMS, IVR). Менее распространены деление доходов от трафика, которое для мобильной версии не очень выгодно, а также не характерная для России подписочная модель. В тоже время большим потенциалом обладает мобильная реклама с ее преимуществами персонализации. 

В связи со всем этим возникает ряд вопросов этического плана. Возможна ли продажа пользовательского контента, нужно ли спрашивать разрешение пользователя на использование данного контента, можно ли делить доходы с пользователем или давать пользователю возможность на своем контенте заработать. Однако в ходе дальнейшего обсуждения эти вопросы остались без ответа.

Отвечая на вопросы, Андрей Борисевич отметил, что сегодня для большинства компаний важно научиться получать доход от рекламодателя. Однако тенденции таковы, что денег в рекламных бюджетах не будет еще несколько лет в связи с изменением финансовой системы в мире.

Исполнительный директор «Мамбы» Максим Трухин рассказал, что компания в настоящее время ведет ряд проектов. Основной проект - Mamba.ru - развивается достаточно динамично, его рост составил 68 процентов. Аудитория – более 10 млн. пользователей. Проект отличается  отлаженной системой таргетирования, для оплаты услуг используются терминалы ОСМП, «Яндекс.Деньги» и пр. Более 80 процентов доходов приносят SMS-переводы, поскольку для большинства пользователей это удобно и не имеет отложенного эффекта. Отмечено также, что сейчас сложилась достаточно сложная ситуация для агрегаторов, на которых давят и операторы связи и контент-провайдеры.

Запущенный около года назад проект другой проект «Мамбы» на WAP в настоящее время дает около 15 процентов доходов компании. Количество пользователей составляет примерно 260 тыс. в месяц. Однако у этого проекта неплохие перспективы. Еще один относительно новый проект компании, агентство поиска серьезных отношений Mon Amur, построен на чисто западной предоплатной бизнес-модели.

«Мы уже умеем зарабатывать на пользователях, - согласился с Андреем Борисевичем Максим Трухин, - однако надо диверсифицировать источники доходов. Нам бы хотелось на «Мамбе» сделать специальный сервис. Одну из перспектив, которая может «выстрелить», я вижу в геопозиционировании».

Советник гендиректора «Космос-ТВ», компании - оператора на рынке спутникового телевидения Москвы и Московской области, входящей в группу компаний АФК «Система», Хачатур Арушанов попробовал сформулировать основные тенденции рынка. По его словам, веб-сайты – это вчера, блоги – сегодня, а многопользовательские сети – завтрашний день отрасли. В качестве интересной, но пока не освоенной бизнес-модели было предложено использовать рекламу, встроенную в сюжет, что в принципе хорошо играет в коммерческих сетях.

На круглом столе, посвященном контенту и услугам нового поколения, с короткими сообщениями выступили руководители и топ-менедежеры компаний-участников – МТС, i-Free, «Информ Мобил», «ИнкорМедиа», Nokia, INFoN, JUMP Ukraine, Neva Line. Было рассказано о проектах, которые оказались наиболее заметными, и общих тенденциях.

Максимальный рост показали услуги передачи данных. Контент стал более мультимедийным, более «тяжелым», увеличились каталоги рингтонов у операторов. Проекты, связанные с разделением WAP-трафика, помогли стабилизировать базу аудитории и доходы от WAP. При этом, несмотря на отсутствие роста, здесь нет и падения доходов, у WAP есть лояльная база пользователей и стабильный доход.

В конце первого дня работы конференции были подведены итоги Russian Mobile VAS Awards. В этом году к конкурсу были допущены только российские компании и проекты. ОАО «МТС» стало победителем в большинстве номинаций: «Мобильный контент» (GOOD'OK), «Сообщество и пользовательский контент» (мобильное коммьюнити «МТС-Сити»), «Удобство пользователя» (сервис «Суперпоиск»), «Инновационная бизнес-модель» («Разделение доходов от WAP-трафика») и, наконец, «Лучший сотовый оператор по VAS-услугам». В остальных номинациях победили следующие компании: в номинации «Приложение для мобильного терминала» - компания «Мобильные инновации» с сервисом  iDea Widgets; в номинации «Музыкальный сервис» - компания «ИнкорМедиа» с сервисом «Распознавание музыки»; «ТНТ-Телесеть» с проектом «Такси» стала победителем в номинации «ТВ- и видеосервис»; в номинации «Игра» лучшим стал проект Herocraf - Postal Babes.  Лучшей «Маркетинговой кампанией» был выбран проект «Приключения Аленушки и Еремы» компании Plastic Media. Номинация «Инновационный сервис» досталась компании FlySoft  с проектом «ВТолпе». И, наконец, «Штрихкод в мобильном телефоне» от компании mds (мобильные дисконтные системы)  победил в номинации «Инновационная технология». Параллельно с объявлением номинантов на экране демонстрировался видеоролик победителя, и представителю компании вручался приз.

Из наиболее заметных событий этого дня можно отметить распространенную информацию компании INFON, которая планирует сменить корпоративный бренд на Zed. При этом обещано, что будет значительно расширен набор предоставляемых сервисов за счет полной интеграции портфолио Zed. Однако в сегменте D2С компания продолжит работать под брендом INFON. Накануне петербургский системный интегратор «Рексофт» заключил соглашение с компанией Bytemobile Inc. на поставку в Россию набора решений, направленных на оптимизацию мобильного интернет-контента для операторов связи. Интегратор рассчитывает усилить свои позиции на рынке сотовой связи и мобильного контента (см. новость портала spbIT.su раздела «Программное обеспечение» от 27 ноября 2008 г.). В середине декабря в Петербурге ассоциация «РУССОФТ» совместно с маркетинговым агентством «Форт-Росс» и при поддержке целого ряда мировых лидеров в сфере программных и аппаратных средств для мобильной связи - «Форум Нокия», Microsoft, NavTeq, Intel — проводят Mobile Software Forum (форум разработчиков ПО для мобильной связи) (см. новость портала spbIT.su раздела «Nokia» от 16 декабря 2008 г.).

Автор: Алексей Писарев (info@mskit.ru)

Рубрики: Мобильная связь, Интернет, Маркетинг, ПО, Финансы

Ключевые слова: онлайн, online, веб, web, интернет магазин

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода и Поволжья

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

ITSZ.RU: последние новости Петербурга