Одним из наиболее серьезных достижений в минувшем году в компании считают прирост абонентской базы. Так, число активных абонентов «МегаФона» по состоянию на конец 2009 года достигло 50,2 млн, увеличившись таким образом на 16 % по сравнению с итоговым показателем 2008 года (43,3 млн). При этом г-н Солдатенков дополнительно отметил, что годовой прирост абонентской базы «МегаФона» оказался выше, чем у конкурентов: если прирост абонбазы «МегаФона» составляет более 6 млн, то прирост МТС – более 4 млн, а «Билайна» - чуть более 3 млн. Активными абонентами в данном случае являются, в том числе, и пользователи новых мобильных гаджетов, запущенных оператором в последнее время – напомним, что среди них – MMS-фоторамка, MMS-камера и так далее.
Таким образом, по итогам 2009 года доля рынка по абонентам, которую «МегаФон» приводит со ссылкой на данные AC&M Consulting, у оператора составляет 24,2 %, что выше, нежели аналогичный показатель в 2008 году (23,0 %). Однако, заметим, что на протяжении года динамика прироста абонентской базы «МегаФона» была не ровной: некоторые месяцы, по данным аналитиков, были ознаменованы негативным приростом абонбазы оператора – как в целом по России, так и в отдельно взятых регионах.
Показатель ARPU у «Мегафон» по итогам 2009 года составил 320 рублей, что на 13 % ниже, чем по итогам 2008 года (368 рублей). Показатель MOU по итогам 2009 года у оператора составил 276 минут, снизившись на 4,5 % по сравнению с 2008 годом (289 минут). По данным «МегаФон», снижение показателей ARPU и MOU в 2009 году по сравнению с 2008 годом вызвано изменившейся финансово-экономической ситуацией в России. На снижение ARPU повлияло существенное уменьшение потребления высокодоходных услуг (роуминг и междугородная и международная связь), что связанно с сокращением деловых и частных поездок абонентов. Несмотря на это руководство «МегаФон» утверждает, что корпоративный сегмент клиентской базы оператора в 2009 году не подвергся значительному сокращению, даже наоборот: в связи с кризисом ряд компаний принял решение об оптимизации затрат на связи, что дало возможность поучаствовать в новых тендерах.
К положительным результатам можно отнести и тот факт, что за весь 2009 год общий трафик передачи данных в сетях «МегаФон» вырос в 3,3 раза по сравнению с 2008 годом до 5 556 Терабайт. Такой прирост было обусловлен, в том числе, и тарифной политикой оператора, одним из важнейших шагов которой стал запуск первого безлимитного интернет-предложения. Напомним, что этот шаг «МегаФона» вынудил и других игроков рынка пересмотреть подход к формированию интернет-предложений, несмотря на тот факт, что в готовности сетей к такому профилю потребления абонентов, а также в прибыльности безлимитных предложений для самих операторов игроки рынка не до конца уверены.
Особое внимание в этом году компанией уделялось поддержанию лояльности абонентов и повышению их удовлетворенности услугами связи. В результате, по данным исследования, проведенного оператором, удовлетворенность абонентов оказалась выше, чем у конкурентов. Эти данные подтверждаются, в частности, и результатами EPSI Rating, исследования, проведенного исследования среди потребителей операторов мобильной связи в России. Согласно отчету EPSI Rating, индекс удовлетворенности у «МегаФона» равен 73,2, при этом годом ранее он составлял 78,6, т.е. снижение составило 6,8 п.п.. Отметим, однако, что лидером по удовлетворенности «МегаФон» является только при сравнении с операторами «большой тройки», тогда как индекс удовлетворенности у Tele2 выше – 74,4.
Среди важных корпоративных событий 2009 года, произошедших у «МегаФон», в числе прочего можно отметить реорганизацию компании в форме присоединения региональных дочерних обществ. Кроме того, в прошедшем году «МегаФон» объявил о запуске «Большого кольца ВОЛС» протяженностью пять тысяч километров. В целом к концу 2009 года общая протяженность волоконно-оптических линий связи «МегаФона» между городами превысила 22 тыс. километров.
Одним из значимых событий для компании было названо и получение статуса генерального партнера Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. При этом г-н Солдатенков подчеркнул, что принципиальной позицией компании является поддержка не отдельно взятой команды, а олимпийского движения в целом. Напомним, что, между тем, еще недавно «МегаФон» являлся спонсором одной из команд РФПЛ – петербургского «Зенита», однако в 2009 году спонсорский контракт был расторгнут («Зенит» начал сотрудничать с МТС).
Что касается основных финансовых показателей компании по итогам 2009 года, то консолидированная выручка «МегаФон» составила 181,883 млрд рублей, что на 3,7 % выше, нежели аналогичный показатель в 2008 году (175,451 млрд рублей). По данным «МегаФон», рост выручки на 3,7 % по сравнению с 2008 годом связан с активным использованием дополнительных услуг, а именно увеличением объема передачи данных. На рост выручки также повлияло увеличение продаж абонентского оборудования, обусловленное расширением собственной розничной сети «МегаФон» и выводом на рынок новых устройств.
Показатель OIBDA при этом сократился в 2009 году на 0,1 % и составил 88,192 млрд рублей. По результатам 2008 года данный показатель составлял 88,246 млрд рублей. Рентабельность по OIBDA за отчетный период составила 48,5 %. Аналогичный показатель в 2008 году составлял 50,3 %. По данным компании, основными факторами, оказавшими влияние на уменьшение рентабельности по OIBDA на 1,8 п.п. в 2009 году по сравнению с 2008 годом, стали рост затрат на дилерскую комиссию, продажа абонентского оборудования с низкой рентабельностью, а также начислениями по программе долгосрочного стимулирования персонала. При этом руководители компании заверили, что в течение всего года занимались оптимизацией взаимоотношений с дилерами и, соответственно, дилерская комиссия выросла незначительно. Кроме того, на уровень затрат на привлечение одного абонента повлиял и тот факт, что в 2009 году много внимания уделялось развитию альтернативных, более дешевых каналов продаж.
Чистая прибыль «МегаФон» по итогам 2009 года выросла на 2,2 % до 45,289 млрд рублей по сравнению с 2008 годом, когда этот показатель составлял 44,319 млрд рублей. Свободный денежный поток компании за 2009 год достиг 33,546 млрд рублей. Увеличение чистой прибыли по итогам 2009 года по сравнению с 2008 годом по данным «МегаФон» связанно с ростом выручки и эффективной налоговой политикой оператора.
Если же говорить об основных финансовых показателях «МегаФон» за четвертый квартал 2009 года, то консолидированная выручка оператора выросла на 1,9 % по сравнению с третьим кварталом 2009 года и составила 48,365 млрд рублей. Показатель OIBDA по сравнению с третьим кварталом 2009 года снизился на 2,0 % до 23,066 млрд рублей. Рентабельность по OIBDA составила 47,7 %. В третьем квартале 2009 года этот показатель составлял 49,6 %. Чистая прибыль «МегаФон» в четвертом квартале 2009 года выросла до 13,789 млрд рублей, что на 21,2 % выше, нежели в третьем квартале.
«Нашей основной задачей в 2009 году было создать мощный технический задел для развития сетей нового поколения. Еще в начале года мы видели тенденцию роста потребления данных, поэтому, несмотря на то, что большинство компаний в прошлом году сократили свои инвестиции, мы не снизили вложения для того, чтобы придать максимальное ускорение развитию бизнеса. Финансовое положение позволило нам реализовать наши амбициозные планы, мы стали лидером в России по числу установленных базовых станций сетей третьего поколения, трафик передачи данных вырос за год в 3,3 раза. В то же время эффективная маркетинговая политика позволила нам опередить другие компании по чистым подключениям, удержать рентабельность на высоком уровне. В 2010 году мы планируем продолжать развитие сетей третьего поколения, к концу мая мы выполним свои лицензионные условия по 3G и продолжим строительство во всех регионах страны. Наряду с этим мы продолжаем строить эффективную розничную сеть, ориентированную на высокое качество обслуживания клиентов, а также наращивать свою долю на российском сотовом рынке», - прокомментировал генеральный директор компании «МегаФон» Сергей Солдатенков.
Капитальные вложения «МегаФон» за 2009 год составили 52,476 млрд рублей, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 4,7%. Прирост обусловлен, в том числе, затратами на строительство ВОЛС и собственной сети ретейла. Совокупный долг оператора по состоянию на 31 декабря 2009 года составил 27,146 млрд рублей. Сумма денежных средств и краткосрочных инвестиций – 61, 664 млрд рублей. Таким образом, чистая положительная денежная позиция компании на конец 2009 года равна 34,518 млрд рублей.
Что еще прочитать по этой теме:
5 марта 2010 г. «ВымпелКом» объявляет итоги года в сегменте коммерческой недвижимости
1 марта 2010 г. Сотовые подключения столицы: падение после взлета
22 декабря 2009 г. Сергей Иванов, директор бизнес-единицы «МТС-Центр»: «2009 год, несмотря на кризис, был для нас продуктивным»
Автор: Денис Шишулин (info@mskit.ru)
Рубрики: Мобильная связь, Кадры, Финансы