rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

МТС: оптимизм вопреки

Группа компаний «Мобильные ТелеСистемы» подвели финансовые и операционные итоги работы в 2009 году в целом, а также в IV квартале 2009 года. В частности, были выделены наиболее значимые события периода, среди которых – ряд больших приобретений, направленных на диверсификацию бизнеса. В сравнении с предыдущими годами 2009 год сложно назвать успешным с финансовой точки зрения, однако в компании смотрят в будущее с оптимизмом, ожидая в нынешнем роста доходов более чем на 10 %.

След на песке

Консолидированная выручка группы компаний выросла в четвертом квартале 2009 года на 3,8 % по сравнению с третьим кварталом 2009 года до $2,719 млрд, при этом выручка от мобильного бизнеса выросла на 2,2 % до $2,187 млрд, от фиксированного – на 10 % до $412,5 млн. При этом в сравнении с IV кварталом 2008 года результаты выглядят более пессимистично: общие потери выручки составили 3,3 %, в мобильном сегменте – 6,7 %, а в фиксированном – 1,8 %. В компании отмечают, что на динамику выручки в квартальном исчислении повлияли сезонные факторы и укрепление курса национальных валют к доллару США на основных рынках группы.

По итогам 2009 года консолидированная выручка составила $9823,5 млн, что на 17,5 % меньше, чем по итогам 2008 года. В мобильном бизнесе потери наиболее значительные – 20,3 % (прибыль составила $8020,2 млн), в фиксированном – лишь 15,8 % (выручка $1485,6 млн).

Любопытно, что российские результаты работы в 2009 году оказались более позитивными. Так, прирост выручки за год по сравнению с 2008 годом составил 7,6 %: выручка увеличилась до 253,363 млрд рублей с 235,561 млрд рублей. Заметим, правда, что этот позитив относителен, так как средневзвешенный курс рубля к доллару за год упал на 27,3 %, а кроме того, в предыдущие годы прирост выручки за год превышал 20 %. Мобильная выручка по России за год составила 209,281 млрд рублей, что на 7,6 % больше, чем годом ранее, а фиксированная выручка достигла 46,968 млрд рублей (прирост за год – 7,2 %).

Рост выручки ГК МТС и МТС Россия, по данным МТС

Рост выручки ГК МТС и МТС Россия, по данным МТС

При этом если по отношению к аналогичному периоду 2008 года IV квартал 2009 года и по консолидированной выручке, и по мобильному, и по фиксированному сегментам продемонстрировал положительный прирост (8,6 %, 9 % и 6,2 % соответственно), то по сравнению с III кварталом 2009 года есть потери: консолидированная выручка уменьшилась на 1 %, мобильная – на 2 % и лишь фиксированная выросла на 3,4 %. В итоге консолидированная выручка в IV квартале составила 66,594 млрд рублей, от мобильного бизнеса – 55,132 млрд рублей, от фиксированного – 12,158 млрд рублей.

Консолидированная чистая прибыль ГК МТС в IV квартале 2009 года (до единоразовых списаний и создания резервов по налогу на прибыль) составила $301,2 млн, после списаний – консолидированный убыток $26 млн. В целом за 2009 год чистая прибыль ГК МТС составила $1004,5 млн, таким образом чистая прибыль за год снизилась на 49,8 %. 

В России чистая прибыль также понесла потери: за год она снизилась на 33,8 % (с 39,8  млрд рублей до 26,334 млрд рублей). Наиболее внушительно выглядят потери чистой прибыли в IV квартале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года: они составили 180 %, тогда как в сравнении с III кварталом прошлого года – 113 %. Чистый убыток в IV квартале 2009 года составил 2,64 млрд рублей.

VAS-достижения

Драйвером роста компании традиционно называется VAS-сегмент. Так, выручка МТС Россия от услуг передачи сообщений за 2009 год увеличилась на 4 %, тогда как в IV квартале по сравнению с III она снизилась на 2 %. В денежном выражении выручка от услуг передачи сообщений в IV квартале составила 3,365 млрд рублей, а в аналогичном периоде 2008 года – 3,35 млрд рублей. В целом за год выручка достигла13,398 млрд рублей против 12,942 млрд рублей в 2008 году.

Мобильная передача данных в IV квартале 2009 года показала положительную динамику. Так, прирост составил 58 % за год и 19 % за четвертый квартал. В 2008 году аналогичные показатели равнялись 115 % и 6 % соответственно. В денежном исчислении в IV квартале 2009 года выручка по этому направлению составила 3,164 млрд рублей, а в целом за год – 10,207 млрд рублей. Рост данного сегмента в компании связывают с расширением покрытия 3G-сетей и выводом на рынок безлимитных тарифных предложений.

Контентные услуги уже традиционно демонстрируют положительный прирост как за квартал, так и по итогам года: за год увеличение достигло 47 %, в четвертом квартале – 29 %. Интересно, что если прирост за год оказался меньше, чем в сегменте передачи данных, то в IV квартале динамика в сегменте контента оказалась лучше, чем в сегменте передачи данных. Кроме того, отметим тот факт, что в сравнении с результатами 2008 года темпы увеличения выручки от контентных услуг снизились не так значительно (в 2008 году прирост составлял 34 %), как это наблюдается в сегменте передачи данных. В итоге выручка за 4 квартал 2009 года по этому направлению составила 4,456 млрд рублей, за год – 13,168 млрд рублей. Основным драйвером роста данного направления стало открытие портала Omlet.ru. Также увеличению выручки от контентных услуг способствовала SMS-игра «Твой шанс».

Общая выручка от VAS-услуг в 2008 году составила 37,995 млрд рублей против 26,697 млрд рублей в 2008 году (данные приводятся без учета SMS-сообщений и пакетов данных, включенных в пакетные тарифные предложения). Общая выручка от VAS в IV квартале 2009 года достигла 11,264 млрд рублей против 2,619 млрд рублей в аналогиный период 2008 года.

Выручка от VAS-услуг, млрд рублей, по данным МТС

Выручка от VAS-услуг, млрд рублей, по данным МТС

С абонента по нитке

Абонентская база МТС в России в мобильном сегменте за IV квартал 2009 года увеличилась на 0,9 % и 640 тыс. абонентов, достигнув показателя в 69,34 млн. «Сохранение лидирующей позиции на российском рынке мобильной связи происходит за счет запуска привлекательных тарифов и использования различных каналов продаж: как собственной розничной сети, так и мультибрендовых каналов дистрибьюции», - поясняют в компании.

Однако в 2009 году несколько увеличился отток абонентов. Так, показатель Churn rate в 2009 году оказался равен 38,3 %, тогда как в 2008 году он составлял 27 %. При этом наименьший показатель Churn rate наблюдался во втором квартале (6,9 %), а максимальный – в IV квартале (12,4 %).

В 2009 году ARPU российских абонентов сотового сегмента МТС составил 247,5 рубля, что на 5 % меньше показателей 2008 года, когда ARPU достигал 261 рубля. При этом потери ARPU за IV квартале составили 3 % (ARPU равен 248,4 рубля). Снижение ARPU в квартальном исчислении в компании объясняют сезонным снижением пользования высокодоходными роуминговыми и междугородними услугами. Напомним, что в третьем и во втором квартале прошлого года ARPU показывало положительную динамику. Минимальное ARPU в 2009 году наблюдалось в I квартале 2009 года – 233,5 рубля. 

 

ARPU абонентов МТС, руб

ARPU абонентов МТС, руб

ARPU от VAS по итогам года составил 47,6 рубля против 39,8 рубля в 2008 году. Что касается поквартальной динамики, то после падения этого показателя во II квартале 2009 года до уровня в 41,9 рубля, ARPU от VAS рос: в III квартале этот показатель равнялся 47 рубля, а в IV квартале – 53,9 рубля.

При этом и в IV квартале, и целом за год наблюдается увеличение потребления. Так, MOU в IV квартале достиг 219 минут, тогда как в III квартале составлял 213 минут (прирост 3 %). Увеличение уровня пользования в IV квартале 2009 года, по словам представителей оператора, обусловлено сезонными маркетинговыми инициативами МТС. MOU за год равен 213 минутам, что на 2 % больше, чем в 2008 году (208 минут).

В 2009 году наблюдается снижение расходов на привлечение абонентов в результате снижения размера дилерской комиссии. Так, SAC в 2009 году составило 612,1 рубля против 679,5 рубля в 2008 году. Причем дилерское вознаграждение за год снизилось с 353,8 рубля до 353 рублей, а затраты на рекламу и маркетинг – с 325,8 рубля до 259,2 рубля соответственно. При этом если дилерская комиссия оказалась минимальной в IV квартале (309,7 рубля), то затраты на маркетинг и рекламу – в третьем квартале (202,7 рубля).

Точечный анализ

В компании выделяют ряд наиболее значимых событий прошедшего года. Так, в пул точек роста попала покупка дочерней компанией ОАО «МТС» у АФК «Система» 50,91 % доли уставного капитала «Комстар – Объединенные ТелеСистемы» за 39,15 млрд рублей или 184,02 рубля за одну ГДР, а затем и доведение своей доли в ОАО «Комстар-ОТС» до 61,97 % в рамках сделки по обмену акциями с группой инвестиционных фондов. Также было отмечено и пришедшееся на конец года приобретение 100 % акционерного капитала оператора магистральной связи ОАО «Евротел», одного из ведущих федеральных магистральных операторов России с общей протяженностью оптоволоконной сети 19,5 тысячи км.

Кроме того, среди важнейших событий названы и приобретения, нацеленные на развитие сети дистрибьюции: «Телефон.ру» в феврале, «Эльдорадо» в апреле и «Телефорум» в октябре (общее количество салонов 1075), а также переход в марте 14 топ-менеджеров «Связного» на работу в МТС в качестве управленческой команды розничной сети МТС.

Что касается развития розничной сети МТС, то здесь ведущими событиями стали партнерство с Nokia и эксклюзивные продажи аппарата N97, эксклюзивный запуск аппарата HTC Hero, запуск линейки брендированных телефонов МТС, брендированных 3G-телефонов, а также начало продаж продуктов «Комстара» в розничной сети МТС. При этом на конец IV квартала в розничной сети МТС насчитывалось 2010 салонов, что обусловило и положительную динамику продаж аппаратов. 

 

Продажи через розничную сеть МТС, тыс., по данным МТС

Продажи через розничную сеть МТС, тыс., по данным МТС

Итоги и планы

Президент Группы МТС Михаил Шамолин так прокомментировал результаты работы компании: «Прошедший 2009 год стал переходным годом для компании. Наши рынки изменились вместе с мировым рынком, и мы предприняли ряд шагов по реорганизации нашего бизнеса для того, чтобы следовать этим изменениям и  реализовывать стратегию компании 3i. В прошлом году МТС превратилась в интегрированного оператора благодаря приобретению ведущего оператора фиксированной телефонии «Комстар-ОТС» и одного из ведущих магистральных операторов Eurotel. В настоящий момент мы развиваем наше стратегическое направление – собственную розничную сеть МТС для роста продаж мобильных телефонов и увеличения досягаемости наших точек для потребителей. Запуск уникального для России интернет-портала Omlet.ru, с функцией интернет-магазина для продвижения цифровых медиа, стал важным шагом для создания надежного канала для продвижения мобильных приложений для потребителей, что будет определять уровень пользования дополнительными услугами в ближайшие годы. Несмотря на трудные задачи, которые нам пришлось решить в 2009 году, МТС показала сильные результаты, которые отражают рост доходов на каждом из наших рынков и основных бизнес-направлениях. Общий уровень денежных потоков от операционной деятельности за 2009 год достиг $3,6 миллиарда, несмотря на продолжающуюся макроэкономическую нестабильность. Заглядывая в будущее, мы ожидаем, что прогнозируемые темпы экономического роста в России и странах СНГ окажут положительное влияние на рынки операций МТС.  В настоящее время мы прогнозируем рост доходов в 2010 году в национальных валютах на уровне 5-10 %, благодаря росту уровня пользования фиксированной и мобильной связью, увеличению продаж мобильных телефонов в России, ключевом рынке МТС. Мы ожидаем, что уровень рентабельности по Группе составит порядка 43-45 % в зависимости от конкурентных факторов и уровня продаж мобильных аппаратов. Размер капитальных затрат, большая часть которых будет потрачена на развитие 3G и магистральных сетей в России и Центральной Азии, составит 22-24 % от уровня выручки», - добавил Михаил Шамолин.

Что еще почитать по этой теме:

12 марта 2009 г. Негатив со стороны кризиса. Получили финансы МТС

24 декабря 2009 г. МТС покупает магистрального оператора «Евротел»

16 декабря 2009 г. МТС продемонстрировала рост основных финансовых показателей по итогам третьего квартала 2009 года

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Мобильная связь, Финансы

Ключевые слова: новости мобильной связи, МТС, итоги

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода и Поволжья

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

ITSZ.RU: последние новости Петербурга