В Европе активное развитие MVNO (Mobile Virtual Network Operator) совпало с началом создания сетей третьего поколения. На начало 2010 года в мире имеется более 400 MVNO. По прогнозу Pyramid Research, число абонентов MVNO в текущем году составит 111,7 млн. человек. В мировом масштабе это 3,2% от всех сотовых абонентов. В странах Западной Европы уровень виртуального проникновения превысил 13%. Так, в Дании работает сразу семь виртуальных операторов. На услуги MVNO подписан каждый пятый датчанин. Такие данные привела Гульнара Хасьянова, генеральный директор «Скай Линк».
В нашей стране компании типа MVNO стали возникать в условиях хорошо сформированного рынка услуг мобильной связи второго поколения (в основном стандарта GSM), а услуги третьего поколения еще не предоставлялись.
По России, по данным J’son&Partners за 2008 год, абонентская база MVNO составляла 0,2% от всех пользователей сотовых сетей и немного превысила 330 тысяч человек. Согласно экспертной оценке «Скай Линк» в 2009 году количество абонентов MVNO чуть не дотянуло до 500 тысяч, а к концу 2010 года прогнозируется, что число абонентов вплотную приблизится к 700 тысячам.
Модель MVNO имеет ряд особенностей. Во-первых, на основании договора с базовым оператором, MVNO получает доступ к радиосетям действующих операторов мобильной связи и может предлагать свои услуги абонентам, используя радиочастотный спектр базового оператора без получения дополнительной лицензии. Во-вторых, MVNO может предоставлять свои услуги дополнительно к услугам базовых операторов, предлагая абонентам новые тарифы и пакеты услуг, а также комбинируя услуги нескольких базовых операторов. В-третьих, в иерархии операторов мобильной связи MVNO занимают положение, наиболее близкое к конечным пользователям услуг.
Росту виртуальных операторов способствуют избыточные ёмкости сетей подвижной связи, насыщенность мобильного рынка и мощные контент-провайдеры.
По словам Гульнары Хасьяновой, импульс развитию рынка MVNO в России дал приказ Минкомсвязи от 29.12.2008 г. № 116.
«Мы первыми стали прорабатывать бизнес-модель MVNO и вышли на типовые решения, которые готовы тиражировать с неограниченным кругом партнеров», - сказала Гульнара Хасьянова. Две типовые модели MVNO, предлагаемые «Скай Линк» зависят от задействованных ресурсов.
Первая модель – Full MVNO. Она ориентирована на операторов связи, имеющих собственную базу абонентов и технологический ресурс. Full MVNO-проект может быть реализован как на действующей сети «Скай Линк», так и на лицензионных территориях, где нет действующих сетей.
Вторая модель – Light MVNO адресована операторам связи, имеющим собственную базу абонентов и технологический ресурс (Light MVNO-FMC) и компаниям, имеющим собственную сеть дистрибуции на массовом рынке (Light MVNO-FMCG). Проекты этого типа могут быть реализованы только на действующих сетях «Скай Линк».
Базовые условия таковы, что доля выручки MVNO-партнера может составить до 90% в случае инвестирования в построение сети, а в среднем - это порядка 50%. «Фактически уже сейчас мы выходим на срок реализации проектов от 7 дней и готовы поставить их на поток», - информировала Гульнара Хасьянова. Тяжеловесную схему создания бизнес-модели, имевшуюся ранее, специалисты «Скай Линк» по максимуму автоматизировали и уже на текущей неделе она будет доступна на сайте компании.
Алгоритм запуска MVNO таков. Составляется договор о неразглашении конфиденциальной информации, затем проводится согласование бизнес-схемы MVNO и экономических условий модели. Далее рассматривается пакет документов, юридическое оформление схемы взаимодействия. На эти действия требуется 7 дней. Технологическая реализация может занимать от 30 до 90 дней. По словам представителей компании, реально запустить сеть мобильного MVNO оператора за месяц.
В настоящее время в работе находятся более 20 проектов, в том числе проект Full MVNO на Камчатке со сроком запуска в коммерческую эксплуатацию осенью 2010 года и Light MVNO-FMC в Москве, который планируется запустить во втором квартале 2010 года.
Развитием проектов MVNO, в которых компания видит значительный потенциал развития, занимается бизнес-единица «Скай Линк – Партнеры».
Что еще почитать по этой теме:
- 06.05.2010 «Скай Линк» транслирует Девятые молодежные Дельфийские игры России
- 04.05.2010 «Скай Линк» начал продажи нового 3G-модема
- 12.04.2010 «Скай Линк» подключил к 3G-интернету международную экспедиторскую компанию «Кюне+Нагель»
- 06.04.2010 «Скай Линк» начал продажи в сети салонов связи «Мобил Элемент» в Москве и Подмосковье
Автор: Елена Шашенкова (info@mskit.ru)
Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг