rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

ГЛОНАСС как стимул для развития экономики

В рамках круглого стола «Российская навигация: перспективы ГЛОНАСС», организованного ИК «Финам», представители отрасли оценили влияние ГЛОНАСС на российскую промышленность и ее ИТ-составляющую, обозначили потенциальные возможности для дальнейшего развития проекта, а также рассказали о нынешнем этапе развития системы. Кроме того, были даны некоторые прогнозы, в частности – по поводу снижения цен на двухдиапазонные навигаторы GPS/ГЛОНАСС.

ГЛОНАСС, открой личико 

Напомним, что на данный момент ситуация с системой ГЛОНАСС такова: 21 спутник функционирует, 2 КА в резерве, концу года система будет функционировать в составе 24 активных КА. При этом в начале нынешнего века проект был фактически приостановлен – число спутников сократилось до 6. Новый виток развития связан с принятием в 2001 году федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система».

 «С приемниками ситуация выглядит следующим образом, - рассказывает Евгений Белянко,  главный конструктор ГК «М2М телематика» о современной ситуации. - Три года назад лучший ГЛОНАСС/GPS приемник был размером с пачку сигарет и не мог использоваться в портативной аппаратуре. Два года назад такой же приемник был немного меньше спичечного коробка, и начались первые эксперименты по встраиванию его в малогабаритные устройства. Лучший ГЛОНАСС/GPS приемник образца 2010 года больше современного GPS приемника на 10 мм, и потребляет на 150 мВт больше мощности при сопоставимой чувствительности. Он на 1000 рублей (в оптовых ценах) дороже своего GPS собрата и может быть основой по настоящему малогабаритных устройств. Следующее поколение ГЛОНАСС/GPS приемников, которое будет освоено в серийном производстве в начале 2011 года, будет полностью конкурентоспособно с GPS приемниками, и в первой половине 2011 года мы, наконец-то, увидим массовые потребительские продукты на ГЛОНАСС».

Дмитрий Баранов,  ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент», так прокомментировал этапы развития системы: «Начинался этот проект как военный, затем стал политическим, а сейчас это коммерческий проект с политическим оттенком. Причём это «оттенок» внутренней политики – развитие ГЛОНАСС поможет модернизировать российскую экономику. Но коммерческая сторона вопроса важна не меньше: практически на наших глазах создаётся новый уникальный рынок, как в своё время появились персональные компьютеры, а затем и мобильные телефоны. Пройдёт ещё несколько лет, и люди просто не будут представлять свою жизнь без навигаторов ГЛОНАСС, и только историки будут помнить о том, что начинался этот проект, именно как политический, с противостояния США и России. А компании, которые занимаются этим уже сегодня, станут лидерами рынка, потому что они были первопроходцами и сумели создать свой продукт и предложить его рынку, когда «всё только начиналось».

Согласен с этим и Игорь Хереш,  директор по развитию бизнеса ГК «Эшелон Геолайф»: «ГЛОНАСС, как и Navstar (GPS), это в первую очередь оборонный проект. И здесь стремление к независимости вполне понятно и разумно. Но поскольку обе системы предлагают гражданскому пользователю свои возможности - было бы неразумно ими не воспользоваться для повышения качества навигационных и геоинформационных услуг».

При этом игроки рынка утверждают, что ГЛОНАСС – вполне конкурентоспособный проект. «ГЛОНАСС - п роект уже сложившийся и вполне отвечающий поставленным перед ним задачам, - говорит Игорь Хереш. - Дело за развитием гражданской инфраструктуры, но здесь государство только создает условия, а результат зависит от активности участников рынка».

 «ГЛОНАСС нужен, чтобы мы действительно были передовой в техническом отношении державой, а не просто считали себя ею, - добавляет Дмитрий Баранов. - ГЛОНАСС нужен, чтобы модернизировать нашу экономику. ГЛОНАСС нужен, чтобы спасать жизни людей. И уж чем-чем ГЛОНАСС не является, так это «дребеденью». Те компании, которые развивают это направление, заслуживают всяческой похвалы, потому что ГЛОНАСС это тот самый продукт, который мы можем продавать по всему миру и гордиться им. Это не нефть с газом, с «иглы» которых мы никак не можем слезть, это высокотехнологичный, и по настоящему инновационный продукт».

«Как известно, не бывает всё и сразу, - добавляет спикер. - ГЛОНАСС в своём развитии прошёл различные этапы - от начальной эйфории, через забвение, к восстановлению прежнего интереса. Не будем забывать, что первоначально это была разработка для военных целей и о коммерциализации речи не шло. Сочетание этих двух факторов и обусловило нынешнюю ситуацию, когда многих продуктов, услуг и специалистов не хватает. Но всё меняется. Компании, которые занимаются продвижением услуг ГЛОНАСС на нашем рынке, делают это почти всегда за счёт собственных средств, причём им нужно не только создавать потребительские продукты и сервис, но ещё и убеждать в нужности этих услуг клиентов. По счастью, у нас становится всё больше компаний, которые понимают важность услуг ГЛОНАСС и экономический эффект, который они дают. И никакого «обязательного порядка» в пользовании услугами ГЛОНАСС у нас пока нет. Всё происходит на добровольной основе. Да, в дальнейшем, не исключено, что будут введены какие-то обязательные нормативы по установке системы ГЛОНАСС, например, на общественный транспорт, но согласитесь, что это как раз тот случай, когда это оправдано. Если кто-то отправляет ребёнка в летний лагерь или к знакомым, да и просто в далёкую поездку, то человек хочет знать, что транспорт на котором едет его ребёнок, нигде не потеряется, с ним не случится никакого ЧП, а если случится, то помощь придёт оперативно. Поэтому есть ряд случаев, когда установка ГЛОНАСС может быть обязательной – и это правильно. Но опять-таки, это пока дело будущего. Пока можно сказать, что те компании, которые добровольно начинают пользоваться услугами ГЛОНАСС, поступают абсолютно верно, потому что тем самым, они получают серьёзное преимущество перед своими конкурентами».

Кроме того, участники круглого стола выделили ряд задач, для решения которых может быть использовано оборудование ГЛОНАСС. Среди них оказались мониторинг грузовых и пассажирских перевозок, и сервисы для частных пользователей, также основанные на определении местоположения транспорта.

«Как следует из названия, ГЛОНАСС является глобальной навигационной системой. Однако навигация является лишь частью системы мониторинга транспорта, - пояснил Борис Сатовский, генеральный директор компании «Русские Навигационные Технологии». - В частности, система «АвтоТрекер» позволяет комплексно управлять транспортным хозяйством. Например, мы можем решать задачи управления грузоперевозками, контроля пассажиропотоков, контроля контейнерных перевозок. Реализуем системы производственных поставок just-in-time, системы точного земледелия. Если обобщить, с помощью наших технологий мы решаем любые вопросы, связанные с эффективностью управления распределенными движущимися объектами и людьми. В настоящее время системы позиционирования являются неотъемлемой частью всех секторов экономики».

ГЛОНАСС vs GPS

Одной из наиболее обсуждаемых тем, связанных с ГЛОНАСС, уже давно является противопоставление этой системы и GPS. Участники круглого стола высказались и по этому поводу, причем, поговорили и о преимуществах с точки зрения коммерциализации продукта.

Георгий Шульгин,  руководитель направления навигационных приемников Конструкторского бюро НАВИС, так прокомментировал «соперничество»: «Во-первых, ГЛОНАСС уже имеет преимущество перед GPS (в высоких широтах и полярных областях Земли). А во-вторых, я бы говорил не о конкуренции разных систем, а об их совместной работе. В наших мультисистемных модулях местоположение определяется по видимым спутникам вне зависимости от их принадлежности. Например, из пяти спутников два могут быть от системы GPS, а три – от ГЛОНАСС. В конечном счете, от такого взаимодействия пользователи только выигрывают».

«Сегодняшний вектор развития навигационных систем подразумевает не конкуренцию GPS и ГЛОНАСС, а их совместное использование, - считает Игорь Хереш. - Это позволит ощутимо повысить точность местоопределения в сложных условиях, а значит, в выигрыше окажется пользователь. Первые образцы компактных ГЛОНАСС-GPS приемников уже есть, массовое производство намечается в 2011 году. А значит, мы ещё увидим GARMIN и прочие известные марки со спутниками ГЛОНАСС на экране».

Что касается продвижения ГЛОНАСС с помощью госпрограмм, то Тибор Бокор,  аналитик ФК «ОТКРЫТИЕ» пояснил, что обе системы – GPS и ГЛОНАСС – работают только при поддержке государственного финансирования.

Евгений Белянко отметил, что «все основные шаги для продвижения системы наше государство сделало, осталось дождаться, чтобы увидеть результаты». Причем, по его мнению, ждать осталось недолго.

Дмитрий Баранов так прокомментировал значимость господдержки: «Конкурировать ГЛОНАСС может, а создаваться система спутниковой навигации может только на государственные деньги, так как это не только очень затратно и частному бизнесу не под силу, но и потому, что освоение космического пространства и работа в нём может происходить только на основе межгосударственных соглашений».

Схожие мнения высказали участники мероприятия и касательно конкуренции с европейской системой Galileo. «В первую очередь, мы сейчас говорим о том, что ГЛОНАСС уже работает и располагает орбитальной группировкой в 21 космический аппарат, численность которой планируется довести до номинальной в течение 2010 года, высказал сомнения в конкурентоспособности Galileo Игорь Хереш. - Первые два спутника Galileo, предназначенные для несения дежурства, а не для экспериментов, планируется запустить только в ноябре 2010 года. Создание полноценной системы с глобальным покрытием уже сейчас планируется не ранее 2016 года. Спецификации Galileo опубликованы буквально на днях, 15 апреля. То есть, работа по созданию приемников только начинается».  

«Европейский рынок развивается на базе систем GPS и мы не ожидаем, что система Galileo будет запущена в ближайшее время, что с точки зрения конкурентоспособности системы ГЛОНАСС открывает большие перспективы, - соглашается Тибор Бокор. - В настоящее время в мире существуют только две коммерчески доступные навигационные системы - GPS и ГЛОНАСС».

«Еще раз хочу обратить внимание всех: конкуренция - это некий миф, - подчеркивает Евгений Белянко,  главный конструктор ГК «М2М телематика». - В реальности системы дополняют друг друга, увеличивая число доступных спутников. Это повышает качество навигации для конечного потребителя. Однако каждая из спутниковых систем создана не только для этого. Наличие своей навигационной системы - это шанс на участие в разделе емкого навигационного рынка. И в этом плане Россия играет на равных с другими игроками, причем, если ГЛОНАСС будет работать в полной конфигурации в этом году, то Galileo, быть может, только в 2015».

Оптимизм, основанный на технологиях

Перспективность развития системы, а также оптимизм касательно ее продвижения государством обусловлен тем, что игроки рынка считают ГЛОНАСС определенным двигателем ИТ-индустрии. 

«Коммерческое развитие ГЛОНАСС - это попытка государства стимулировать развитие экономики в направлении инноваций, энергосбережения, эффективности и рационального использования ресурсов, - объясняет Игорь Хереш. - Создание конкурентоспособной космической навигационной системы России уже удалось. Теперь надо научиться пользоваться ей так же активно и в гражданской жизни».

«Позиция государства, когда оно заставляет делать всё из отечественного оборудования – правильная, - считает Дмитрий Баранов. - Потому что она заставляет разработчиков думать, создавать новые материалы, технологии, продукты. Потому что заказчики хотят постоянного развития, появления новых более конкурентоспособных продуктов и услуг. Это важно не только с оборонной точки зрения, но и сточки зрения развития науки и техники в нашей стране. Это своего рода стимул, «вызов» для нашей страны. Было бы во сто крат хуже, если бы мы закупали иностранные комплектующие, потому что тогда у нас не было бы стимула для развития, наши «мозги» утекали бы за границу, а никакой модернизации и в помине не было бы. К тому же при таком варианте всегда есть риск того, что вам могут отказать в продаже комплектующих, и тогда ваши спутники, а с ними и вся страна, остаются обезоруженными, «слепыми и глухими». Поэтому то постепенное развитие собственной элементной базы, которое есть, пусть при этом мы где-то отстаём, все равно лучше, чем покупка иностранных комплектующих. Мы ещё ни один раз оценим правильность такой политики государства».

Игорь Хереш так комментирует влияние, оказываемое ГЛОНАСС на различные отрасли кэономики: «Думается, что Роскосмос и его смежники это влияние уже ощутили в полной мере. Радиоэлектронная промышленность России уже тоже не лежит на боку, а работает над получением доступа к современным технологиям и их освоением. В качестве иллюстрации можно вспомнить эволюцию чипов для ГЛОНАСС. Это и есть влияние ГЛОНАСС на производственные отрасли. Отношение государства к развитию наземной составляющей комплекса я бы охарактеризовал как «здоровый протекционизм», и не вижу в этом ничего плохого».

Спрос и предложение

Участники круглого стола оценили аудиторию потребителей ГЛОНАСС как весьма солидную. Так, г-н Хереш сказал о миллионах потенциальных клиентов, Георгий Шульгин заметил, что есть интерес и со стороны зарубежных компаний, причем уже существует несколько совместных разработок.  

Борис Сатовский высказал свою точку зрения: «Многие страны и регионы заинтересованы в использовании ГЛОНАСС как альтернативы GPS. Это связано с тем, что задача навигации являются сейчас неотъемлемым элементом транспортного сектора любого государства, и многие страны считают недопустимым иметь 100 % зависимость от системы GPS, которая контролируется Министерством обороны США. Соглашение об использовании ГЛОНАСС подписано с Индией, большой интерес проявляют страны Латинской Америки и арабский регион».

«Странно дело!- удивляется Евгений Белянко. - ГЛОНАСС существует с 1995 года, а все говорят только о перспективах. В области геодезии и картографии ГЛОНАСС используется всеми производителями профессионального оборудования уже много лет, по сути, с момента опубликования интерфейсного контрольного документа».

Финансовый эквивалент

Традиционно коснулись спикеры и вопросов финансирования и коммерциализации ГЛОНАСС. «Реализацию собственных космических программ могут позволить лишь богатые страны, - заметил г-н Баранов. - ГЛОНАСС начинал создаваться ещё в Советском Союзе, когда деньги особо не считали, так как система была военной. Подсчитать стоимость европейской и китайской систем невозможно, потому что не всё всегда идёт гладко и могут быть ошибки, просчёты, аварии, которые тоже влияют на стоимость. Поэтому затраты огромны, но эффект который может быть получен и от работы самой системы и появления всяческих смежных продуктов и услуг, как работающих на спутниковую навигацию, так и пользующихся ею, превосходит все затраты на её разработку».

«На наш взгляд, основная проблема, в том числе и связанная со стоимостью - это недостаточно широкое использование ГЛОНАСС в инфраструктурных и коммерческих проектах, - считает г-н Хереш. - Из-за этого медленно идет развитие производства ГЛОНАСС-совместимых чипсетов и не снижается их стоимость. Для той фазы развития, в которой проект находится сейчас, это неизбежно. Предпринимаются все необходимые меры, в том числе и государственные, для изменения ситуации. Год от года приемники становятся все компактнее и дешевле. Есть все шансы, что уже в ближайшие годы использовать ГЛОНАСС будет не дороже чем GPS, а ещё выгоднее будет использовать их вместе».

Иван Нечаев,  исполнительный директор компании «Русские Навигационные Технологии» рассказал о потенциале коммерциализации системы: «На данный момент говорить о монетизации ГЛОНАСС на коммерческом рынке преждевременно. Монетизация ГЛОНАСС производится в настоящее время за счет госпрограмм: основным потребителем ГЛОНАСС-систем являются госсектор и международные рынки. Мы ожидаем, что в ближайшие 2-3 года рынок госсектора значительно вырастет, кроме того системы на базе ГЛОНАСС/GPS имеют большой экспортный потенциал».

Спикеры сошлись во мнении, что окупаемость проекта связана не с прямым получением денег, а с «повышением эффективности российской экономики за счет внедрения этой системы в самые разные сферы деятельности».

Обсуждение коснулось и вопроса различий в стоимости оборудования GPS и ГЛОНАСС/GPS. Игроки рынка разошлись во мнениях касательно «вилки» стоимости: назывались цифры от 3-5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей. Дмитрий Баранов отметил, что дороговизна терминалов ГЛОНАСС/GPS связана с новизной проекта и в дальнейшем, по мере насыщения рынка, следует ожидать удешевления оборудования и расширения продуктовой линейки.  

Авто- ГЛОНАСС

Традиционно развитие системы ГЛОНАСС связывается с транспортной отраслью. Так, Алексей Смятских  напомнил, что в рамках проекта «Эра ГЛОНАСС» планируется оснастить навигационным оборудованием на базе ГЛОНАСС 100 % транспортных средств в РФ, что составляет более 40 млн автомобилей.

«Согласно данным Росстата на конец 2009 г, емкость рынка оценивается в размере 39,1 млн ТС, из которых 8,1 млн составляет коммерческий транспорт, - добавляет статистических данных Тибор Бокор. - На сегодняшний день уровень проникновения систем спутникового мониторинга транспорта в России составляет около 3 %. Мы ожидаем, что к 2014 году эта цифра будет составлять уже 17 % от коммерческого парка ТС. Потенциально, весь парк коммерческого транспорта является рынком для установки систем на базе ГЛОНАСС. Согласно Постановлению Правительства №641 весь парк государственного транспорта должен быть оборудован системами мониторинга на базе ГЛОНАСС, при этом по нашим оценкам парк государственного транспорта составляет не менее 25 % от общего парка коммерческого транспорта в Российской Федерации».

«В перспективе – каждое транспортное средство на территории нашей страны должно быть оборудовано навигатором, - дополняет г-н Баранов. - Но это дело будущего, пока же система будет развиваться за счёт установки приборов на общественный транспорт, транспорт коммунальных и дорожных служб, транспорт оперативных служб и правоохранительных органов, транспорт, перевозящий негабаритные и опасные грузы».

При этом большинство игроков рынка отмечает наличие спроса на системы мониторинга. «Если смотреть на тенденции развития рынка fleet management в России, важно отметить, что он пережил несколько реинкарнаций, говорит Иван Нечаев,  исполнительный директор компании «Русские Навигационные Технологии». - Изначально был спрос просто на мониторинг местоположения ТС, но с каждым годом системы становятся все сложнее и интеллектуальней. На данный момент автомобиль буквально опутывается системой интеллектуальных датчиков, позволяющих контролировать практически все параметры состояния автомобиля в режиме реального времени. Например, с этого года в качестве обязательного элемента нашего оборудования мы включили беспроводные датчики и измерители, ввели систему распределенного интеллекта на автомобили и перевели взаимодействие устройств на цифровой автомобильный стандарт CAN. У нас есть понимание, что со временем системы будут становиться все сложнее и интеллектуальней и оказывать все большую помощь в управлении автопарком. Что касается спроса, то рост нашей компании является отражением правильности этой стратегии и наличия спроса в России».

Что еще почитать по этой теме:

21 мая 2010 г. Спецтехника МЧС оснащается высокотехнологичным ГЛОНАСС-оборудованием  

14 мая 2010 г. ГЛОНАСС поможет Peugeot сломать стереотипы об авто российской сборки  

30 апреля 2010 г. TETRA поможет защитить Санкт-Петербург от наводнений 

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Маркетинг, Оборудование

Ключевые слова: ГЛОНАСС/GPS, ГЛОНАСС

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода и Поволжья

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

ITSZ.RU: последние новости Петербурга