Выручка от реализации Группы за 6 месяцев 2010 года увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6,1% и составила 17 095 млн. рублей. Прибыль от операционной деятельности за отчетный период выросла 20,2% и достигла 4 120 млн. рублей, чистая прибыль увеличилась на 52,6% и составила 2 816 млн. рублей.
Рост чистой прибыли Группы достигнут за счет опережающего роста выручки (6,1%) над операционными расходами (2,3%) и снижения расходов по процентам в результате реализации мероприятий антикризисной стратегии, направленной на увеличение свободного денежного потока.
Основные финансовые показатели
Показатель |
6 месяцев 2010 г., млн.руб. |
6 месяцев 2009 г., млн.руб. |
Изменение |
Выручка от реализации, млн.руб. |
17 095 |
16 112 |
6,1% |
Операционные расходы нетто, млн.руб.1 |
12 975 |
12 685 |
2,3% |
Прибыль от операционной деятельности, млн.руб. |
4 120 |
3 427 |
20,2% |
Прибыль за отчетный период, млн. руб. |
2 816 |
1 845 |
52,6% |
EBITDA, млн.руб.2 |
7 705 |
7 054 |
9,2% |
EBITDA margin, % 3 |
45,1% |
43,8% |
1,3п.п. |
OIBDA, млн. руб. 4 |
7 694 |
7 139 |
7,8% |
OIBDA margin, %5 |
45,0% |
44,3% |
0,7п.п. |
Маржа по чистой прибыли,% 6 |
16,5% |
11,5% |
5,0п.п. |
Себестоимость на 100 руб. выручки 7 |
80,95 |
83,03 |
-2,5% |
1- Операционные расходы нетто рассчитаны как сумма расходов по статьям «расходы на персонал», «износ и амортизация», «расходы по услугам операторов связи», «материалы, ремонт и обслуживание, коммунальные услуги» и «прочие операционные расходы», скорректированная на величину прочих операционных доходов;
2- Показатель EBITDA рассчитан как сумма прибыли до налогообложения, финансовых расходов, износа и амортизации, скорректированная на величину доходов по процентам по активам пенсионного плана и доходов по процентам по финансовым активам;
3- Показатель EBITDA margin рассчитан как отношение показателя EBITDA к показателю Выручка от реализации;
4- Показатель ОIВDA рассчитан как сумма операционной прибыли и расходов по статье «износ и амортизация»;
5- Показатель ОIВDA margin рассчитан как отношение показателя ОIВDA к показателю Выручка от реализации;
6- Показатель Маржа по чистой прибыли рассчитан как отношение показателя Прибыль за отчетный период к показателю Выручка от реализации.
7- Показатель Себестоимость на 100 руб. выручки рассчитан как отношение Операционных расходов к Выручке от реализации умноженное на 100.
Структура выручки от реализации
В структуре выручки Группы компаний «ВолгаТелеком» по итогам 6 месяцев 2010 года наибольший удельный вес (36,3%) составляют доходы от услуг местной телефонной связи. Существенными статьями доходов в структуре выручки являются услуги передачи данных, телематические услуги (Интернет) (18,7%), услуги подвижной радиотелефонной (сотовой) связи, преодолевшей негативные тенденции развития в период финансового кризиса (13,7%), услуги внутризоновой связи (12,7%), услуги присоединения и пропуска трафика (11,9%).
Структура выручки за 6 месяцев 2010 года выглядит следующим образом:
Показатель |
6 месяцев 2010 г., млн.руб. |
6 месяцев 2009 г., млн.руб. |
Изменение, % |
Удельный вес , % в выручке |
|
6 месяцев 2010 г |
6 месяцев 2009 г |
||||
Местная телефонная связь |
6 210 |
5 673 |
9,5% |
36,3% |
35,2% |
Телеграфная связь, передача данных и телематические услуги (предоставление доступа к сети Интернет) |
3 202 |
2 928 |
9,4% |
18,7% |
18,2% |
Подвижная радиотелефонная (сотовая) связь |
2 341 |
2 201 |
6,3% |
13,7% |
13,7% |
Внутризоновая телефонная связь |
2 170 |
2 271 |
-4,4% |
12,7% |
14,1% |
Услуги присоединения и пропуска трафика |
2 031 |
2 029 |
0,1% |
11,9% |
12,6% |
Подвижная радиосвязь, проводное вещание, радиовещание, телевидение |
377 |
370 |
1,7% |
2,2% |
2,3% |
Прочие услуги |
34 |
35 |
-3,3% |
0,2% |
0,2% |
Услуги по договорам содействия |
248 |
255 |
-2,8% |
1,5% |
1,6% |
Выручка от прочей реализации |
482 |
350 |
38,0% |
2,8% |
2,2% |
Итого |
17 095 |
16 112 |
6,1% |
100,0% |
100,0% |
Структура выручки по категориям потребителей:
Показатель |
Удельный вес , % в выручке |
Изменение уд.веса,% |
|
6 месяцев 2010 г. |
6 месяцев 2009 г. |
||
Физические лица |
58,2% |
57,3% |
0,9% |
Коммерческие организации |
19,7% |
20,2% |
-0,5% |
Операторы связи |
14,0% |
14,8% |
-0,8% |
Бюджетные организации |
8,1% |
7,7% |
0,4% |
Выручка от реализации за 6 месяцев 2010 года увеличилась на 983 млн.руб. или 6,1%. В структуре выручки Группы выросла доля доходов от населения и бюджетных организаций, что обусловлено более интенсивным развитием услуг ШПД в массовом сегменте. Динамику выручки обусловили:
- § Действия регулятора по увеличению тарифов на услуги местной связи с 1 февраля 2010 года (приказ ФСТ России №274-с/1 от 11 ноября 2009 года). Индексация тарифов – основной фактор роста как доходов от услуг местной связи (которые за рассматриваемый период выросли на 537 млн.руб. или 9,5%), так и выручки от реализации в целом.
- § Рост абонентской базы пользователей широкополосного доступа (ШПД) в Интернет. На конец второго квартала 2010 года количество ШПД-пользователей составило 1 071,6 тыс. (без учета пользователей, подключенных в рамках национальных проектов) с приростом 18,7% относительно аналогичного периода прошлого года.
- § Рост абонентской базы пользователей услуг сотовой связи на 12,3% (на конец 2 квартала 2010 года численность абонентов составила 4,1 млн. пользователей). Следует отметить рост MOU (трафик в расчете на одного абонента) за рассматриваемый период, а следовательно, и доходности абонентов. Доходы от услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи за 6 месяцев 2010 года составили 2 341 млн.руб., что на 140 млн.руб. или 6,3 % выше уровня аналогичного периода прошлого года.
- § Сохранение тенденции снижения исходящего внутризонового трафика (-4,5%) вследствие мобильного замещения. Снижение доходов от услуг внутризоновой связи за 6 мес. 2010 года относительно первого полугодия 2009 года составило 101 млн.руб. или 4,4%.
Структура расходов
Операционные расходы Группы компаний за 6 месяцев 2010 года увеличились на 3,4%. Себестоимость 100 руб. выручки за отчетный период составила 80,95 руб., что ниже, чем за аналогичный период прошлого года (83,03 руб.) на 2,08 руб. (2,5%).
Наибольшую долю в структуре себестоимости составили расходы на персонал 32,7% от общей суммы расходов.
Структура расходов Группы «ВолгаТелеком»
Показатель |
6 месяцев 2010 г., млн.руб. |
6 месяцев 2009 г., млн.руб. |
Изменение, |
уд.вес в расходах, % |
|
% |
6 месяцев 2010г |
6 месяцев 2009г |
|||
Расходы на персонал |
4 525 |
4 341 |
4,3% |
32,7% |
32,4% |
Износ и амортизация |
3 574 |
3 713 |
-3,7% |
25,8% |
27,8% |
Расходы по услугам операторов связи |
1 852 |
1 770 |
4,6% |
13,4% |
13,2% |
Материалы, ремонт и обслуживание, коммунальные услуги |
1 433 |
1 269 |
12,9% |
10,4% |
9,5% |
Прочие операционные расходы |
2 454 |
2 284 |
7,4% |
17,7% |
17,1% |
Итого операционные расходы |
13 838 |
13 377 |
3,4% |
100,0% |
100,0% |
Прочие операционные доходы |
863 |
692 |
24,7% |
|
|
Операционные расходы нетто |
12 975 |
12 685 |
2,3% |
|
|
В отчетном периоде основные изменения расходов произошло по следующим статьям:
- Затраты на материалы, ремонт, обслуживание и коммунальные расходы увеличились на 163 млн.руб. (12,9%), что связано с ростом тарифов на энергоресурсы, топливо, коммунальные услуги, а также увеличением расходов на материалы, связанные с реализацией планов продвижения услуг связи;
- Расходы на оплату труда увеличились на 185 млн.руб. (4,3%) в результате увеличения заработной платы рабочим основных профессий в рамках инфляционных ожиданий;
- Расходы на амортизационные отчисления снизились на 139 млн.руб. (3,7%), что связано с уменьшением инвестиционной программы Компании в 2009 году в рамках реализации антикризисной стратегии компаний Группы.
Основное увеличение прочих расходов и прочих доходов связано с отражением в отчетности перерасчетов за электроэнергию за прошлый год.
Инвестиции
Объем инвестиций за 6 месяцев 2010 года составил 8411,0 млн. рублей, что в 7,5 раз больше инвестиций за аналогичный период 2009 года. Наибольшая доля инвестиций (63%) связана с приобретением дочернего актива (3 июня 2010 года ОАО «ВолгаТелеком» завершило сделку по приобретению 98,19% акций Teleset Networks PCL). Доля инвестиций в развитие современных услуг связи по итогам полугодия составила 24,2% или 2037,6 млн. руб. (организация хDSL/Ethernet/FTTx-доступа, развитие сотовой связи, NGN и т.д.). Доля инвестиций в развитие услуг сотовой связи составила 4,7% от общего объема инвестиций.
Структура инвестиций
Направление инвестиций |
6 месяцев 2010 года |
|
млн. руб. |
доля, % |
|
Общий объем инвестиций |
8411,0 |
100,0% |
Традиционная телефония |
64,6 |
0,8% |
Современные услуги |
2037,6 |
24,2% |
в т.ч. Сотовая связь |
398,6 |
4,7% |
Вложения в IT |
235,1 |
2,8% |
Сеть передачи данных |
303,2 |
3,6% |
Прочая инфраструктура |
471,5 |
5,6% |
Поступление, связанное с приобретением дочерних компаний |
5299,0 |
63,0% |
Собственный и заемный капитал
Чистые активы Группы «ВолгаТелеком» на 30 июня 2010 года составили 32 439 млн.руб., их доля в валюте баланса составляет 56,5%, что больше чем за соответствующий период прошлого года (52,8%) на 3,7 п.п. По состоянию на 30 июня 2010 года процентный долг составил 13 359 млн. рублей, чистый долг – 10 389 млн. рублей.
Долговая нагрузка
Показатель |
На 30 июня 2010 года |
На 31 декабря 2009 года |
На 30 июня 2009 года |
|
Процентный долг, млн.руб.8 |
13 359 |
10 404 |
14 992 |
|
Чистый долг, млн.руб.9 |
10 389 |
8 371 |
12 603 |
|
Отношение чистого долга (Net Debt) к собственному капиталу |
0,32 |
0,27 |
0,44 |
|
Отношение чистого долга (Net Debt) к активам |
0,18 |
0,16 |
0,23 |
- 8. Долг компании рассчитан как сумма обязательств по долгосрочным и краткосрочным кредитам и займам;
- Показатель Чистый долг рассчитан как сумма обязательств по долгосрочным и краткосрочным кредитам и займам, скорректированная на величину денежных средств и их эквивалентов, а также на сумму векселей и облигаций, имеющихся в наличии для продажи.
Заявление о соответствии
Настоящая консолидированная финансовая отчетность подготовлена и представлена в соответствии МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность», а также прочими Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и соответствующими интерпретациями, утвержденными Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). Всю информацию следует рассматривать с учетом Годовой консолидированной финансовой отчетности Группы за год, закончившийся 31 декабря 2009 года.
Редактор раздела: Юрий Мальцев (maltsev@mskit.ru)
Рубрики: Фиксированная связь, Финансы