rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Можно ли сохранить интеллектуальный фонд нации?

На прошлой неделе президент Ассоциации Инноваций и Развития Информационных Технологий (НАИРИТ) Ольга Ускова собрала представителей медиа-сообщества, чтобы обсудить проблемы сохранения интеллектуального фонда нации.

На встрече Ольга Ускова сообщила данные социологического опроса, проведенного НАИРИТ в текущем году. В опросе приняло участие около 1100 студентов старших курсов технических ВУЗов и научных сотрудников НИИ в возрасте до тридцати лет.

На вопрос: «Где вы хотели бы заниматься научной деятельностью – в России или за рубежом?», ответы распределились следующим образом. 63% респондентов ответили, что за рубежом, 26% - в России и 11% не определились с ответом.

Что касается уже покинувших страну, то по данным Фонда ООН в области народонаселения (ЮНПФА), с 1992 года по настоящее время в рамках научной и профессиональной эмиграции Россию покинуло свыше трех миллионов человек.

Западные (и не только западные) государства проявляют большую заинтересованность в привлечении талантливой российской молодежи. Тамошние научные институты проводят мониторинг, наблюдая за успехами в учебе студентов, начиная с первого курса. Отбирают не вообще лучших, а по той или иной специализации.

С целью выявления наиболее талантливых ученых и их приглашения на работу проводится комплексный мониторинг научных статей и публикаций. Научные институты регулярно проводят конкурсы (в том числе, через Интернет) для иностранных специалистов на занятие вакантных позиций в институте, включая руководящие должности.

Структура научной эмиграции по профессиональным направлениям такова: информатика составляет 25%, математика – 22%, физика – 16%, химия – 11%, биология – 12%, медицина – 8%, оставшиеся 6% - «другое».

Государства, со своей стороны, предоставляют ведущим национальным институтам полномочий и финансирования на привлечение иностранных научных специалистов. В этих странах принят особый визовый и гражданский статус для иностранных научных специалистов, утверждены специальные иммиграционные квоты, включающие десятки тысяч позиций.

Такая политика привлечения иностранных научных специалистов разработана и действует в 13 странах:  США, Германии, Франции, Великобритании, Японии, Канаде, Австралии, Сингапуре, Малайзии, Китае, Израиле, Южной Корее, Бразилии.

В Соединенных Штатах Америки на постоянной основе работают 90 тысяч российских ученых и разработчиков, и более 8 тысяч российских ученых, находясь в России, работают в рамках американских научных программ.

Иностранные специалисты в целом разрабатывают 25% от общего числа технологических новинок в США, владеют 41% от общего числа технологических патентов, являются создателями 28% новых инжиниринговых и технологических компаний, с доходом более 55 млрд. долларов.

На долю российских специалистов приходится 3% от общего числа высокотехнологических компаний в Массачусетсе и 6% - в Нью-Йорке. Из 25 тысяч российских докторов наук, 16 тысяч работают в США.

Согласно данным Национального фонда научных исследований США, на долю иностранных научных специалистов приходится: 40% всех научных степеней в сферах химии и биологии, 50% всех научных степеней в математике и компьютерных дисциплинах, 58% - в инжиниринге. А также 32,1% всех докторских степеней по естественным и точным наукам, 61,3% докторских степеней по инженерным дисциплинам. На 100 иностранных студентов американских ВУЗов приходится 62 патентные заявки (на сто американских студентов – 51 заявка). Более трети американских ученых, ставших лауреатами Нобелевской премии, являются иммигрантами.

Что касается Европы, основными странами эмиграции российских ученых являются Германия – около 40 тысяч человек и Великобритания – около 20 тысяч человек. В Германии действуют специальные стипендии DAAD, обеспечивающие бесплатное получение высшего образования и проведение научных исследований. Всего странами Европейского Союза утверждена квота на привлечение иностранных научных специалистов в объеме 500 тысяч человек.

Как сказано выше, в привлечении российских ученых заинтересованы не только западные, но и восточные страны. Так, японским правительством была утверждена квота на привлечение иностранных научных специалистов в размере около 220 тысяч человек. В настоящее время в Японии работает порядка 3-4 тысяч российских ученых и разработчиков, более 20% сотрудников японских научных центров являются иностранцами.

В Китае также действует программа привлечения иностранных ученых «1000 талантов». Эта программа предусматривает предоставление лаборатории или отдела в одном из ведущих китайских институтов, финансовое обеспечение в размере от 70 до 120 тысяч долларов в год. За время действия программы в Китай приехали работать более 450 человек, являющихся гражданами других стран. Но и без этой программы в Китай уехали порядка 20-25 тысяч российских ученых и изобретателей. Более того, за последние два года приглашение на работу в китайские научные центры и институты получили более 10 тысяч ученых из России и других стран СНГ.

Основными странами профессиональной эмиграции для России за 2009 год стали: США (48 тысяч специалистов), Израиль (12 тысяч специалистов), Австралия (10 тысяч специалистов), Германия (9 тысяч специалистов) и Канада (7 тысяч специалистов). 

Основные причины научной эмиграции  - невозможность полноценно заниматься научными исследованиями, так как доля нового оборудования в отечественных НИИ не превышает 20%; низкий уровень зарплат и социального обеспечения. Зарплата молодого специалиста составляет 15 тысяч рублей (скорее всего, эта цифра завышена). Во многих регионах России люди живут, вынужденно ведя свое натуральное хозяйство, так как денег едва хватает на оплату коммунальных услуг и очень скромные нужды. Еще одно удручающее обстоятельство для молодых ученых – низкая востребованность результатов научной деятельности. На сегодняшний день уровень принятых к разработке инновационных идей не превышает 1%.

А в научных центрах за рубежом ситуация существенно иная. Уровень заработной платы – от 40 до 100 тысяч долларов в год, полное обеспечение социально-бытовой сферы жизни. Молодым людям предоставляется нормальное жилье, медицинская страховка и т.д., возможность упрощенного получения вида на жительство и гражданства. Не менее привлекательна возможность проводить серьезные научные исследования на самом современном оборудовании.

Чтобы способствовать сохранению научного потенциала России, НАИРИТ предлагает создать Национальный фонд научных талантов, одной из задач которого – формирование реестра «креативного сегмента молодых ученых, способных к созданию новых научных идей и прорывных технологий». По словам Ольги Усковой, в реестр будут вноситься сведения о молодых ученых и специалистах, добившихся «значительных и исключительных результатов в научной сфере». Имеются в виду победы на престижных международных научных конкурсах и олимпиадах, получившие широкое международное признание научные работы и публикации и т.д. Собственно говоря, это тот же мониторинг, который сейчас осуществляют зарубежные научные институты.

Участникам фонда планируется предоставить ряд привилегий. Среди них – специальные премии из государственного бюджета, обеспечивающие достойный уровень жизни, приоритет по получению финансирования на научные исследования. Членам фонда будет предоставляться особый статус в российском научном сообществе, а также возможность встречи с первыми лицами государстве для обсуждения текущих проблем развития российской науки. Однако все эти привилегии будут действовать лишь при условии, что не менее шести месяцев в году они будут работать в российских НИИ.

Смогут ли эти меры приостановить «утечку умов» - покажет время. Однако очевидно, если ничего не делать, Россия быстро понизит свой статус до сырьевого придатка высокоразвитых стран мира.

Автор: Елена Шашенкова (info@mskit.ru)

Рубрики: Кадры

Ключевые слова: московские вузы, кадры

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода и Поволжья

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

ITSZ.RU: последние новости Петербурга