rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Нисходящий тренд перед бурей

8 февраля 2011 года в пресс-центре РИА «Новости» компания «МегаФон» огласила итоги в области реализации программы по борьбе с мобильным мошенничеством в 2010 году. Компания отметила, что наблюдается снижение количества жалоб, однако мошенники быстро адоптируются под изменившиеся условия, кроме того, в перспективе российские абоненты могут столкнуться с новыми весьма изощренными видами мобильного мошенничества.

С презентацией итогов выступил начальник Департамента по борьбе с мошенничеством ОАО «МегаФон» Сергей Хренов. По словам спикера, 2010 год стал годом взрывного роста случаев мошенничества. Наиболее распространенными видами мошенничества за последние полгода стали, во-первых, так называемые, «открытки», «SOS»-SMS, блокираторы, «выигрыши», развивается достаточно молодой вид мошенничества в социальных сетях, зафиксированы случаи подмены номеров (звонки из банков, от сотовых операторов и т.д.). Сергей Хренов отметил, что мошенники отреагировали на мероприятия по ограничению их деятельности, кроме того, быстро подстраиваются под внешние события. 

Во второй половине года появились «открытки» с динамическими префиксами - в его рамках каждый абонент отправляет уникальное сообщение на короткий номер, который отличается от других, что позволяет оставлять сервис «живым» как можно дольше. Во время трагедий (пожар в клубе «Хромая Лошадь», взрыв в Домодедово) начали распространяться сообщения «Мама, я в клубе (аэропорту). Срочно положи деньги». Отметим, что «МегаФон» тогда оперативно публиковал информацию о том, что возможно появление таких сообщений. Изменилась и схема работы блокираторов, с которыми во второй половине года связано подавляющее большинство случаев мошенничества. Теперь абонента просят пополнить тот или иной счет мобильного оператора через терминал оплаты. 

В рамках работы с контент-провайдерами был разработан новый типовой договор, в котором прописаны требования, процедуры и ответственность. В частности, при получении информации о том, что тот или иной сервис является мошенническим, контент-провайдер обязан в течение 3 часов этот сервис закрыть. При этом тенденцией 2010 года, по словам Сергея Хренова, стал рост количества сервисов, на которых предоставляется некорректная информация о самом сервисе, то есть, стоимость занижена или указана как нулевая. «Для нас эта тенденция была несколько странной, потому что в прошлом году, когда все три оператора объединились и выставили единые требования к контент-провайдерам, в качестве одного из первых пунктов было указано, что сервис должен быть описан корректно, цена должна быть указана корректно и описание стоимости должно быть наглядно», - пояснил спикер. 

В течение года «МегаФон» старался работать с организациями и коммерческими структурами. Многое получилось, например, в том, что касается сотрудничества с антивирусными лабораториями. В конце 2010 года «МегаФон» совместно с «Лабораторией Касперского» выпустил специальное мобильное приложение, направленное на защиту смартфонов с операционными системами Windows Mobile и Symbian OS от вредоносных программ, SMS-спама и утечки конфиденциальной информации. В феврале этого года совместно с компанией «Доктор Веб» будет запущен сервис для борьбы с блокираторами. При этом до сих пор не удалось полностью вовлечь в работу правоохранительные органы. 

«По закону мы не имеем права заниматься оперативно-розыскной работой, - напомнил Сергей Хренов, - и не имеем права кого-то привлекать к ответственности. У нас есть только один государственный институт, который имеет право это делать. Вовлечение правоохранительных органов является очень важным вопросом, потому что одной из причин резкого всплеска мошенничества является чувство безнаказанности. Мне известно только один случай по возбуждению уголовного дела по факту мошенничества с короткими номерами. И не знаю, чем это дело закончилось, и закончилось ли вообще». 

В рамках комплексной программы по борьбе с мошенничеством оператор запустил технологию автоматического информирования абонентов о стоимости контента по ряду коротких номеров - Advice of Charge (AoC). Также «МегаФон» запустил бесплатную услугу «Мобильный прайс», позволяющую узнать стоимость исходящих SMS на короткий номер. Кроме того, услуга блокировки отправки на премиум-номера была сделана бесплатной во всех регионах. 

Особое внимание оператор уделил безопасному общению детей. В московском филиале была запущена бесплатная услуга «Родительский контроль», которая защищает мобильные телефоны детей от доступа к нежелательному интернет-контенту. В течение года эта услуга будет запущена во всех филиалах компании. В Поволжском, Кавказском, Сибирском филиалах компании проводятся акция «МегаШкола», на которых школьникам рассказывают о правилах хорошего тона при использовании мобильного телефона и уловках мобильных мошенников. Также оператор организовал информационную кампанию по безопасности. В частности, в июне 2010 года «МегаФон» запустил интернет-проект, посвященный практическим советам по противодействию мобильным мошенникам - портал stopfraud.megafon.ru. На нем было опубликовано более 40 новостей с июня 2010 года, из них более 30 - по видам мошенничества. 

Что касается статистики, то в течение 2010 года компания получила более 50 тыс. жалоб от абонентов. Из них около 7 тыс. – жалобы на действия дилеров, около 7 тыс. - на услуги контент-провайдеров, 40 тыс. – на действия со стороны физических лиц («выигрыши», «звонки из банка» и т.п.). По итогам служебных расследований абонентам, ставшим жертвам мошенничества, возвращено более 1,5 миллиона рублей. 

Сергей Хренов отметил, что количество жалоб за этот год снизилось на треть. При этом было два всплеска, связанных с сообщением оператора о том, что пострадавшим от мошенничества будут возвращаться деньги, и контрмерами мошенников на ограничения. Также в ответ на то, что государство озаботилось торент-трекерами, появилось множество серверов, где людям предлагается скачать софт, оплатив его с помощью SMS-сообщения. 

«Самое главное, что нам удалось изменить тренд. С октября 2009 года количество жалоб на мошенничество стало радикально расти. У меня есть такое подозрение, что если бы операторы этим вопросом не озаботились, этот тренд мог бы сохраниться. Перелом тренда это очень важно, и наша основная задача этот нисходящий тренд поддержать и сделать его более резким», - сказал Сергей Хренов. 

В ближайшее время ожидается определенное смещение активности мошенников из Москвы в регионы. В начале года основная часть мошеннических сервисов базировалась в Москве и была ориентирована на жителей столицы. Сейчас у обозначились два лидера – Москва и Поволжье. К ним приближается уральские регион, что вполне объяснимо, потому что, например, в Поволжье сосредоточено большое количество мест заключения и мошенники зачастую работают оттуда. Мошенники будут ориентироваться на наиболее незащищенные слои населения, потому что практика показывает, что эта схема работает всегда. Также будут широко использоваться социальные сети, и вполне возможно, что появятся, что появятся схемы, ориентированные на тех, кто любит сидеть в социальных сетях.

«Так же мы считаем, что интерес у мошенников будут вызывать сервисы мобильной коммерции, - отметил Сергей Хренов, говоря о том, каких «сюрпризов» ждать от мошенников в ближайшее время. - Прошлый год показал, что такой интерес уже есть. Мошенники используют тот факт, что динамический пароль банк передает клиенту через отправку SMS-сообщения. Мошенники путем внедрения троянской программы получали данные по логину и паролю. Затем изготавливали  фальшивую доверенность на замену SIM-карты и переводили все деньги. Мы также думаем, что появятся новые схемы монетизации преступных денег». Также того факт, что сегодня телефон – фактически является миникомпьютером и граница между телефоном и компьютером стирается, то он подвержен тем же рискам. Причем уже сегодня существуют изощренные схемы, направленные, например, на создание бот-нет сетей из мобильных телефонов. 

В рамках борьбы с мобильным мошенничеством в течение этого года «МегаФон» планирует развивать сотрудничество с правоохранительными органами, и компаниями, внедрить систему защиты от спама. Также будут запущены новые сервисы по защите абонентов.

Автор: Тимофей Белосельцев (info@mskit.ru)

Рубрики: Мобильная связь, Безопасность

Ключевые слова: новости мобильной связи, мобильные операторы, МегаФон, мобильное мошенничество, мошенничество, мошенничество смс, телефонные мошенничества

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода и Поволжья

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

ITSZ.RU: последние новости Петербурга