rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Связь в полете. Показал «МегаФон»

На минувшей неделе оператор сотовой связи «МегаФон» объявил о запуске в коммерческую эксплуатацию услуги мобильной связи, предоставляемой на борту самолета для авиапассажиров компании «Аэрофлот». На данном этапе услуга предоставляется на борту одного воздушного судна (самолет Airbus А321 «Мстислав Келдыш») компании «Аэрофлот», которое выполняет полеты как на внутренних рейсах, так и рейсы в другие страны. В рамках сервиса авиапассажирам доступны услуги мобильного доступа к сети Интернет, а также возможность обмена SMS и MMS-сообщениями. В ходе пресс-тура, организованного компанией «МегаФон», представители СМИ получили возможность протестировать услуги связи «МегаФон» находясь на борту самолета «Мстислав Келдыш», совершавшего рейс из Москвы в Новосибирск.

На пресс-конференции, которая предшествовала перелету из Москвы в Новосибирск и тестированию услуг мобильной связи, предоставляемой компанией «МегаФон» на борту воздушного судна, представители оператора рассказали об этапах и особенностях реализации данного проекта, а также о дальнейших планах компании относительно предоставления услуг мобильной связи для авиапассажиров.  

Как отмечают представители компании «МегаФон», на данный момент, услуги, предоставляющиеся на борту воздушного судна, позиционируются в первую очередь как услуги по передаче данных. Как уже говорилось выше, в рамках сервиса авиапассажирам доступны услуги мобильного доступа к сети Интернет (в частности, просмотра веб-страниц, общения в социальных сетях, пользования месенджерами и так далее), а также возможность обмена SMS и MMS-сообщениями.   

«В первую очередь мы ориентируемся на тех пользователей, которые хотят всегда оставаться «онлайн». На сегодняшний день большое количество абонентов используют свои мобильные устройства для выхода в сеть Интернет, «серфинга» и общения в социальных сетях. Наш сервис ориентирован в первую очередь на то, чтобы дать возможность клиенту воспользоваться услугой связи со своего мобильного устройства. Выбор в пользу технологии GPRS при реализации сервиса был сделан  по причине того, что эта технология является оптимальной для предоставления указанных услуг пассажирам воздушного судна как с точки зрения простоты подключения (не требуется введение логинов/паролей как при использовании сетей Wi-Fi), так и с точки зрения потребления услуг. На сегодняшний день общая емкость канала передачи данных, используемая во время полета составляет 383 Кбит/с», - говорит директор по новым технологиям и услугам ОАО «МегаФон» Денис Ночевнов.

С технической точки зрения схема предоставления услуг мобильной связи от «МегаФон» на самолетах «Аэрофлота» реализована следующим образом: На самом воздушном судне установлена базовая станция (производитель БС – компания ip.access), которая обеспечивает покрытие сети внутри салона. Также на самолете установлены спутниковый модем и антенна, обеспечивающие прием и передачу данных на систему спутниковой связи Inmarsat, откуда информация терминируется на наземные станции приема и передачи информации. В качестве технического партнера в рамках проекта выступает также компания OnAir. В проекте используется решение компании OnAir, которое позволяет управлять, а также собирать статистику и проводить мониторинг работы системы во время полета. В части наземного сегмента, а также ядра сети «МегаФон» использует собственную инфраструктуру.  

Напомним, что меморандум о сотрудничестве между компаниями «МегаФон» и «Аэрофлот» был подписан весной прошлого года. Тестирование услуги мобильной связи от «МегаФон» на самолетах авиакомпании «Аэрофлот» также началось еще в прошлом году. В конце декабря 2010 года начались регулярные рейсы первого в России воздушного судна, оснащенного оборудованием мобильной связи. До недавнего времени проводилась тестовая эксплуатация сервиса, и абоненты «МегаФона» могли пользоваться указанными услугами мобильной связи на борту самолета бесплатно. На минувшей неделе услуга начала предоставляться в коммерческой эксплуатации. Так, стоимость SMS-сообщения составляет 10 рублей, а стоимость GPRS-трафика - 35 рублей за 100 Кбайт (350 рублей за 1 Мбайт). Связь доступна как абонентам «МегаФона», так и абонентам других мобильных операторов, имеющих роуминговые соглашения с ОАО «МегаФон».

«На сегодняшний день основной составляющей цены на наши услуги связи, предоставляемые на борту воздушного судна, являются затраты на использование спутникового канала передачи данных (на сегодняшний день затраты на использование спутникового канала связи составляют порядка 80% от общих затрат). Естественно, что мы нацелены на расширение аудитории потребителей данной услуги и заинтересованы в снижении ее стоимости. В этом направлении мы заинтересованы в кооперации в работе с компаниями-авиаперевозчиками и расширении парка воздушных судов, оборудованных системой, обеспечивающей связь в полете. С ростом числа таких воздушных судов естественно будет снижаться и стоимость услуги для конечных пользователей»,  - говорит начальник отдела развития услуг для массового рынка ОАО «МегаФон» Петр Прокофьев.

Если говорить об особенностях предоставления услуги и информировании абонентов, то в соответствии с требованиями российского законодательства оборудование, обеспечивающее пассажирам доступ к услугам связи на воздушных судах «Аэрофлота», включается только на высотах свыше 3 тысяч метров. В салоне самолета, на специальном световом табло, есть индикатор, оповещающий пассажиров о том, когда появляется возможность пользоваться мобильной связью.

Кроме того, перед началом рейса объявление о возможности пользоваться связью от «МегаФон» звучит по громкой связи внутри салона. В карманах впередистоящих сидений в салоне самолета размещена полиграфическая продукция (так называемый welcome-лист) на которой указаны цены на услуги связи, предоставляемые в течение полета. Что касается информирования абонентов других мобильных операторов, которые могут воспользоваться связью «МегаФон» в самолете на условиях роуминга, то в целом по словам представителей  компании «МегаФон», сейчас также разрабатывается технология, предназначенная для информирования абонентов о стоимости услуг передачи данных в роуминге. Суть решения заключается в том, что абонент, воспользовавшись из роуминга услугами передачи данных, войдя в браузер будет видеть страницу с информацией о стоимости услуги и абонент должен будет подтвердить свое согласие на пользование сервисом. Такой сервис планируется реализовать и для пассажиров находящихся на борту воздушного судна.             

В дальнейшем «пилотный» проект «МегаФон» и «Аэрофлот» по организации мобильной связи на воздушных судах предполагает оборудование еще двух самолетов Airbus А321 и Airbus А320 «Аэрофлота», а также организацию мобильной связи от «МегаФон» на трансконтинентальном лайнере Airbus А330. Относительно лайнеров Airbus А330, совершающих перелеты на дальне расстояния (рейсы свыше 5 тысяч километров), по словам представителей компании «МегаФон», сейчас ведутся переговоры с «Аэрофлотом» по поводу оснащения большого количества воздушных судов этого типа оборудованием, необходимым для мобильной связи. Кроме технологии GPRS на судах такого типа планируется также использование технологии  Wi-Fi для доступа к услугам передачи данных от «МегаФон».

С точки зрения развития возможностей сервиса по предоставлению мобильной связи на борту самолета, представители «МегаФон» говорят о том, что возможно в дальнейшем будут предоставляться и традиционные услуги голосовой связи. Пока же, по словам Дениса Ночевнова, возможность совершать голосовые вызовы заблокирована: «Мы будем изучать ситуацию, делать опросы пассажиров и узнавать их мнение относительно того, будут ли им мешать разговоры по мобильному телефону во время полета. В целом же, мы готовы предоставлять услуги голосовой связи уже сейчас. Для того, чтобы начать предоставлять «голос» никаких технических доработок и мероприятий не требуется», - говорит Денис Ночевнов.

В ходе пресс-тура, организованного компанией «МегаФон», представители СМИ получили возможность протестировать услуги связи «МегаФон» находясь на борту самолета «Мстислав Келдыш», совершавшего рейс из Москвы в Новосибирск. Относительно тестирования услуг следует отметить, что в ходе полета наблюдались перерывы в работе мобильной связи. При этом, сервис по обмену SMS-сообщениями работал достаточно корректно (как у абонентов «МегаФон», так и у абонентов других операторов мобильной связи) и многие пользователи имели возможность отправлять и получать  SMS-сообщения в ходе полета.

Сервис доступа к сети Интернет работал менее корректно, не у всех пользователей получалось выйти в сеть Интернет с первой попытки, а сами сеансы связи были кратковременными. Позже, представители «МегаФон» отметили, что предварительная версия причины не совсем корректной работы сервиса связана с аппаратной ошибкой, произошедшей при переводе услуги из тестового в коммерческий режим. При этом, до введения услуги в коммерческую эксплуатацию были проведены успешные испытания сервиса.

Автор: Денис Шишулин (info@mskit.ru)

Рубрики: Мобильная связь, Интернет

Ключевые слова: сотовые операторы, тарифные планы МегаФон, мобильные операторы, операторы мобильной связи, тарифы сотовой связи, GPRS, МегаФон, сотовые

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода и Поволжья

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

ITSZ.RU: последние новости Петербурга