rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Спутниковое ТВ в России. Рост пока продолжается

Компания J’son & Partners Consulting огласила результаты своего исследования, посвященного развитию мирового и российского рынков спутникового телевидения. В исследовании приводятся данные по указанным рынкам по результатам 2010 года, а также прогнозы развития на несколько ближайших лет. В частности, в России к концу 2010 года услугами спутникового телевидения пользовалось более 6,2 млн абонентов. Уровень проникновения услуги составил 12% от общего количества домохозяйств в России. В мире же, по оценкам J'son & Partners Consulting, по итогам 2010 года количество абонентов спутникового телевидения достигло около 104 млн домохозяйств. Уровень проникновения составил 4,1% от общего количества домохозяйств.

Что касается российского рынка услуг спутникового телевидения, то как отмечается в исследовании J’son & Partners Consulting: «Несмотря на неблагоприятные условия для развития услуги платного телевидения в 2009-2010 годах в связи с последствиями мирового экономического кризиса, спутниковый сегмент получает все более значимые позиции на российском медиарынке. Во многом этому способствует появление все большего количества спутниковых операторов, что способствует снижению тарифов и повышению географической доступности услуги среди всех слоев населения России. При этом ряд экономических исследований показал, что спутниковые технологии являются единственно экономически рентабельным решением предоставления абонентского доступа в районах с низкой плотностью населения. Если плотность населения ниже чем 1,5 человека на квадратный километр, единственным окупаемым и зачастую технически реализуемым решением проблемы «последней мили» является спутник. Таким образом, спутниковое телевидение в России имеет наибольшую потенциальную абонентскую базу среди других видов телевизионного вещания».

Как уже говорилось ранее, по данным исследования, в России к концу 2010 года услугами спутникового телевидения пользовалось более 6,2 млн абонентов. Уровень проникновения услуги составил 12% от общего количества домохозяйств в России. По сравнению с концом 2009 года абонентская база пользователей услуги спутникового телевидения в 2010 году выросла на 24% (в 2009 году база абонентов составляла 5 млн, а уровень проникновения оценивался в 9%). Относительно дальнейших прогнозов, в J’son & Partners Consulting полагают, что рост абонентской базы платного ТВ в России в ближайшие годы продолжится. В частности, по прогнозу, в 2011 году база абонентов услуги спутникового телевидения в России составит 7,2 млн, а уровень проникновения составит 14%. К концу же 2012 года ожидается, что база пользователей услуги спутникового телевидения превысит 8 млн подключенных домохозяйств (уровень проникновения – 15%). Однако, как отмечают специалисты J’son & Partners Consulting, темпы прироста абонентской базы спутникового телевидения будут постепенно снижаться. Этому будет способствовать обострение конкуренции с другими видами телевизионного вещания, для которых характерны невысокие первичные затраты пользователя и интерактивность.

Относительно объемов рынка спутникового телевидения, в исследовании отмечено, что в  в 2008 году он составлял около 7,4 млрд рублей. По оценкам J’son & Partners Consulting, к концу 2010 года объем рынка платного ТВ в России составил более 8 млрд рублей, что на 3% больше чем в 2009 году. При этом аналитики J’son & Partners отмечают снижение темпов роста объема рынка в денежном выражении, и, следовательно, и показателя ARPU. Последняя тенденция обусловлена появлением у большинства операторов дешевых базовых тарифов (в пределах 150 рублей) как инструмента для удержания и привлечения новой абонентской базы.

Таким образом, J’son & Partners Consulting выделяет ряд основных тенденций развития рынка спутникового телевидения в России. Среди этих тенденций уже упоминавшееся удешевление тарифов и, как следствие, снижение показателя ARPU. Кроме того, отмечен переход большинства операторов на стандарт вещания DVB-S2, что позволяет более эффективно использовать спутниковый ресурс (улучшать качество и количество транслируемых телеканалов, предоставлять услуги HDTV и 3D). Отмечены также снижение темпов прироста абонентской базы у лидера российского рынка спутникового ТВ - оператора «Триколор ТВ» и повышение уровня конкуренции.

Среди основных драйверов, способствующих развитию спутникового телевидения в России специалисты J’son & Partners Consulting называют  географическую доступность спутникового телевидения, простоту технической инсталляции и сервисного обслуживания, появление дешевых базовых тарифов у большинства операторов спутникового телевидения, рост спутникового ресурса и совершенствование транспондеров и ряд других факторов.

Что же касается факторов, препятствующих развитию спутникового ТВ в нашей стране, то здесь отмечены низкая потребительская культура телезрителей в России. В частности, сохранение у значительной части пользователей стереотипа, что телевидение должно быть бесплатным. Отмечены также дефицит эксклюзивного локализованного контента у большинства операторов спутникового телевидения, отсутствие интерактивности и возможности предоставления абонентам дополнительных услуг (в первую очередь доступа в Интернет), дефицит частотного ресурса на российских спутниковых платформах, а также высокая конкуренция с другими видами платного телевидения в крупных городах.

Относительно распределения долей рынка и позиций операторов на отечественном рынке услуг  спутникового телевидения в исследовании отмечается следующее: По данным J’son & Partners Consulting, крупнейшими игроками на российском рынке спутникового телевидения на сегодняшний день являются операторы «Триколор ТВ», «НТВ+» и «Орион Экспресс». На долю этих операторов приходится более 95% всей абонентской базы спутникового телевидения. В частности, наибольшая абонентская база услуги спутникового телевидения по состоянию на конец 2010 года зафиксирована у оператора «Триколор ТВ» – более 5 млн домохозяйств. Этот оператор занимает 81, 9% долю от общего количества пользователей услуги в России. По данным J’son & Partners, активному росту абонентской базы у «Триколор ТВ» способствовали минимальная абонентская плата (50 рублей в месяц) и самый большой (по сравнению с предложениями других операторов спутникового телевидения) набор бесплатных телеканалов (11 телеканалов).

На втором месте по абонентской базе находится оператор «НТВ+» - 630 тысяч подключенных домохозяйств (10,1% доля). Услуги «НТВ+» позиционируются как направленные на премиум-сегмент, в связи с чем в 2008-2009 годах у компании зафиксирован отток активной абонентской базы. С целью сохранения позиций на рынке в начале 2010 года оператор «НТВ+» ввел пакет телеканалов «Лайт» (99 рублей в месяц за 36 каналов).

На третьем месте  оператор «Орион-Экспресс», абонентская база которого насчитывает около 300 тысяч домохозяйств (4,8%). Далее следуют операторы «Радуга ТВ» (2,4% доля на рынке) и «Платформа HD» (0,8% доля на рынке) на долю которых приходится 150 и 50  тысяч подключенных домохозяйств соответственно.

Что касается мирового рынка спутникового телевидения, то по данным исследования J’son & Partners Consulting абонентская база операторов спутникового телевидения демонстрирует положительную динамику с начала 90-х годов. В среднем рост числа абонентов спутникового телевидения в год составил более 7%. По оценкам J'son & Partners Consulting, по итогам 2010 года количество абонентов спутникового телевидения в мире достигло около 104 млн домохозяйств. Уровень проникновения составил 4,1% от общего количества домохозяйств. По прогнозам, в 2011 году уровень абонентской базы по услуге спутникового телевидения в мире вырастет до 116,1 млн, а уровень проникновения увеличится до 4,5%. К концу 2012 года предполагается что размер абонентской базы составит 122,1 млн (уровень проникновения – 4,7%).

Наибольшая часть абонентской базы спутникового телевидения сосредоточена в странах Европы - 36% (или 37,6 млн домохозяйств), 27% из которых приходится на Западную Европу и 9% на Восточную Европу. 34% (или 35,6 млн домохозяйств) общемировой абонентской базы спутникового телевидения приходится на Северную Америку. На третьем месте находится Азиатско-Тихоокеанский регион (22%), а далее следуют Латинская Америка (7%) и Ближний Восток (1%).

Ведущими операторами спутникового телевидения в станах Северной Америки являются компании DirecTV и Dish Network. В странах Западной Европы лидирует оператор BSkyB, к концу 2010 года его абонентская база превысила 9,5 млн. В Восточной Европе по числу подключенных домохозяйств первое место занимает российский оператор спутникового телевидения «Триколор ТВ».

Автор: Денис Шишулин (info@mskit.ru)

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет

Ключевые слова: цифровое телевидение, спутниковое тв, спутниковое телевидение, платное телевидение

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода и Поволжья

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

ITSZ.RU: последние новости Петербурга