Добавить новость
Добавить компанию
Добавить мероприятие
Глава Минкомсвязи: рынок подстраивается под использование модели SaaS в электронном правительстве
26.05.2011 13:31
версия для печати
Игорь Щёголев рассказал об основных элементах инфраструктуры электронного правительства, к которым относятся, в частности, единый портал госуслуг, система межведомственного взаимодействия, система идентификации и авторизации. Особое внимание министр уделил использованию в этом процессе модели SaaS (software as a service, «программное обеспечение как услуга»). «При использовании этой модели каждый регион не должен создавать у себя систему с нуля. Он получает и инфраструктуру, и программное обеспечение, и конкретные решения в качестве услуги», - отметил министр. Игорь Щёголев подчеркнул, что затраты на создание системы с нуля на порядок отличаются от покупки услуги. По словам главы Минкомсвязи, уже появляется набор участников рынка, работающих с единой платформой. Эти компании могут приходить на места и предлагать регионам решения по переводу государственных услуг в электронный вид. «Рынок подстраивается под предложенную модель, - убежден министр. – У нас уже нет россыпи несочетаемых решений, у нас есть решения, которые стыкуются с центральной платформой. Они взаимозаменимы, и те, кто внедряет эти решения, могут выбрать наиболее подходящее». Тезисы доклада И.О.Щёголева на IX международной конференции «Государственное управление в 21 веке: традиции и инновации» Большинство разговоров об инновациях мы начинаем с напоминания того, что роль информационно-коммуникационных технологий постоянно растет. И не смотря на частое повторение, этот тезис верен. Современные технологии, интернет-сервисы занимают прочные позиции не только в нашей повседневной жизни, в экономической и социальной с,ферах. Они проникают и в государственные структуры. При чем речь идет далеко не только о создании сайта-визитки госоргана с контактными телефонами и фотографией руководителя. Сейчас принято говорить, что мы движемся к постиндустриальному обществу. Обществу, где информация становится основным ресурсом. У нас на глазах формируется фундамент информационного общества. Его ключевые признаки – увеличение роли информации и знаний в жизни общества, создание глобального информационного пространства. В экономике появляются принципиально новые подходы к использованию ИКТ, повышается уровень профессионального и культурного образования. Мы стараемся всячески способствовать этим процессам. В первую очередь работаем над повышением эффективности госуправления и местного самоуправления. Упрощаем взаимодействие гражданского общества и бизнеса с органами власти. Улучшаем качество и оперативность предоставления государственных услуг. В результате должна сформироваться новая организация государственного управления. Такую систему принято называть электронным правительством. Для гражданина это означает возможность обратиться всего один раз к общеправительственному порталу для получения информации и услуги. Человек должен обращаться к правительству, а не к отдельным ведомствам или чиновникам. Мы создали и продолжаем развивать инфраструктуру электронного правительства. Это технологическая основа для предоставления госуслуг и реализации государственных функций. Основные её элементы: центры обработки данных, сети передачи данных, базовые информационные системы. В частности, портал государственных услуг. Этот портал – единая точка доступа к электронному правительству. Другие элементы инфраструктуры электронного правительства – это система межведомственного взаимодействия (обеспечивает подключение и взаимодействие ведомственных информационных систем), система идентификации и авторизации, которая обеспечивает доступ к сервисам электронного правительства и другие. Отдельно стоит государственная автоматизированная система «Управление». Это комплекс информационных систем и ресурсов, которые обеспечивают принятие управленческих решений в сфере госуправления. Одновременно в ведомствах снижают объемы бумажного документооборота, чтобы в будущем полностью отказаться от бумажек и бумажной волокиты. Для того, чтобы создать рабочую инфраструктуру электронного правительства, надо решить ряд проблем. Одна из них – обеспечить безопасное электронное взаимодействие между всеми федеральными, региональными и муниципальными учреждениями. Без этого невозможно предоставлять государственные услуги населению и выполнять государственные функции. Кстати, ни одно ведомство сегодня не может обойтись без взаимодействия со СМИ, с блогосферой. Сайты есть уже у всех, но людям нужнее не витрины и визитки, а реальная информация. Наша «Регионалочка» – пример работающей социальной сети, которая отвечает запросам отрасли. Ключевую роль во взаимодействии граждан и государства играют регионы. Сейчас активно формируются региональные сегменты инфраструктуры электронного правительства. Продолжается перевод в электронный вид услуги органов госвласти и местного самоуправления. Внедрение осуществляется в три этапа. На первом этапе специалисты анализируют текущее состояние информационного и телекоммуникационного развития региона. Смотрят, какие государственные и муниципальные услуги востребованы в регионе. Отбирают наиболее эффективные системы и ресурсы. На втором этапе планируется развернуть на базе центров обработки данных «Ростелекома» унифицированное решение регионального сегмента инфраструктуры электронного правительства. На третьем этапе оптимизируются административные регламенты. Дорабатываются ведомственные прикладные информационные системы. Пользователи в итоге получают единую систему авторизации, возможность использовать «личный кабинет» для получения государственных и муниципальных услуг. Россия имеет ряд отличительных особенностей, которые сильно влияют на формирование электронного правительства. В первую очередь, это большая географическая протяженность, множество территориальных образований. Помимо этого – неравномерная плотность населения, цифровое неравенство и большой бюрократический аппарат. Эти факторы требуют от нас оригинальных решений и новых подходов. Создание инфраструктуры электронного правительства – это, прежде всего, взаимодействие органов власти с гражданами при помощи информационно-телекоммуникационных технологий. По сути, эта работа составляет 85% всей деятельности по внедрению электронного правительства. Здесь мы первопроходцы, такого опыта еще нет. Возникает множество вопросов. Например, как унифицировать государственные и муниципальные услуги в регионах и муниципалитетах, как регламентировать их предоставление. Наконец, как обеспечить юридическую значимость и законность электронного взаимодействия. Вы понимаете, что для их решения надо в первую очередь развивать соответствующую законодательную базу. Правовые основы формирования информационного общества и электронного правительства в России закреплены на сегодняшний день рядом базовых федеральных законов (законы «Об информации, информатизации и защите информации», «О связи», «Об участии в международном информационном обмене», «О средствах массовой информации», «О государственной тайне», «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», «О персональных данных» «Об организации предоставлении государственных и муниципальных услуг», «Об электронной подписи» и другие). Но на этом направлении предвидится еще много работы. Реинжениринг госуправления позволил по-новому взглянуть на эффективность и разумность организации всего правительства и конкретных ведомств. Электронное правительство стало не только целью преобразований, но и инструментом широких правительственных реформ. ИТ позволяют выявить и уничтожить абсолютно бюрократические подразделения. Повысить общую эффективность работы правительства. Одна из главных задач – коренная ломка ментальности госаппарата и преодоление его сопротивления реформам. Информационно-технологическая модернизация властных структур может дать ощутимый экономический эффект. При условии, конечно, что она исходит из разумных целей и проводится эффективно. Например мы с большим трудом ввели механизм координации расходов ведомств на информатизацию. Расходы Правительства Российской Федерации в области ИКТ растут. Мы можем констатировать, что информатизация в России имеет межотраслевой характер. Вполне оправдано, что ею занимаются многие ведомства. Однако необходима координация их усилий. Правительство уполномочило(Постановлением Правительства № 365 от 24 мая 2010 г.) Минкомсвязь России проводить экспертную оценку документов для планирования, создания и использования ИКТ в деятельности госорганов. Для того, чтобы повысить прозрачность и эффективность расходов на информатизацию, анализ затрат проводится уже на этапе экспертной оценки проектов планов информатизации. Мы анализируем спецификации на планируемое к закупке оборудование и ПО. Если выявляются завышения стоимости работ и оборудования, ведомства должны корректировать свои планы. Если обоснованной аргументации со стороны ведомств нет, Минкомсвязь не рекомендует Минфину выделять бюджетные ассигнования на проведение данных мероприятий. На экспертную оценку в Минкомсвязь России предоставляются не только ежегодные планы информатизации. К нам поступают и проекты федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ, проекты решений о создании федеральных государственных информационных систем. На основе анализа поступивших на экспертную оценку планов и программ мы выявляем работы и мероприятия, целесообразность которых не очевидна, дублирующие работы по созданию ИТ-инфраструктуры. Таким образом, мы находим внутренние резервы самих ведомств. И эти ресурсы можно использовать для того, чтобы ускорить создание в России электронного правительства и построения полноценного информационного общества. Координационная деятельность должна обеспечить эффективное использование средств, выделяемых из государственных и региональных бюджетов на внедрение и развитие ИКТ. Успех построения информационного общества во многом зависит от реформирования всей структуры госуправления информационными потоками и технологиями. В этом направлении мы уже предприняли ряд важных шагов. Во-первых, задачи создания информационного общества и построения электронного правительства вошли в число национальных приоритетов. Во-вторых, максимально сконцентрированы властные полномочия по проведению политики информатизации – как на общефедеральном уровне, так и на уровне государственных учреждений. (Указом от 1 ноября 2008 г. № 1576 образован Совет при президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 г № 60 образована Правительственная комиссия по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления). В-третьих, создана система распределения обязанностей между ведомствами. В-четвертых, политика и практика информатизации становятся прозрачной и подотчетной. В-пятых, унифицируются политика и практика информатизации на федеральном и региональном уровне. Мы понимаем, что построение информационного общества может при неправильном подходе привести к обратному эффекту. В общественно-экономической жизни информационного общества преобладают такие процессы, как создание национальных и международных банков данных, транснациональных средств и потоков коммуникации, распространение влияния СМИ в глобальном масштабе. То есть – опутывание всего мира сетью Интернета и мгновенной связью. В экономико-политической и духовной сферах – это глобализация экономики, создание единой мировой системы торговли, экстраполяция Западом своих культурных ценностей и норм на остальные страны и народы мира. Усиленная информатизация ведет к новому общественному укладу. В новых условиях становится особенно важным сохранить культурную идентичность. И это ключевая задача для государством. Обеспечение информационной безопасности в информационном обществе заключается не столько в сохранности, целостности, нераспространении конфиденциальной информации. Важно информационное влияние на духовное здоровье нации, сохранение культурного наследия, традиций, нравственных ценностей, мировоззренческих идеалов. С одной стороны, без перехода к информационному обществу невозможно обеспечить конкурентоспособную экономику, безопасность государства и дальнейшее развитие страны. С другой стороны, необходимо обозначить все риски, связанные с увеличением влияния ИТ на целостность и безопасность государства. Для перехода к новому формату взаимодействия граждан и государства у нас есть Государственная программа «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» (принята распоряжением Правительства № 1815-р от 20.10.2010). Но для того, чтобы программу реализовать, в первую очередь нужны люди, высококлассные профессионалы. И мы рассчитываем на то, что отечественные вузы и, конечно, Московский государственный университет им. М.В Ломоносова помогут с подготовкой новых кадров, специалистов по переводу госуслуг в электронный вид, строителей электронного правительства. Редактор раздела: Юрий Мальцев (maltsev@mskit.ru) Рубрики: Интеграция, ПО, Регулирование, Web Ключевые слова: электронное правительство, SaaS, Игорь Щеголев, минкомсвязи
наверх
Для того, чтобы вставить ссылку на материал к себе на сайт надо:
|
|||||
А знаете ли Вы что?
NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода и Поволжья13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендингаз> 31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборотаз>
|
||||