rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
Автосалон Porsche порше макан стоимость в Москве.
     
 

Законодательно-нормативное регулирование вопросов управления документами и информацией: путь через тернии к мировому лидерству

По мнению экспертов и по данным правительства РФ, наша страна становится все более «электронной», а государственное управление – более открытым: неплохо обстоят дела и с электронными государственными услугами, и с внедрением СЭД в бизнесе и госорганах. Постепенно решаются проблемы с налаживанием работы СМЭВ: в начале мая текущего года был полностью завершен проект по запуску электронного взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и регионами. Многое сделано для реализации концепций «открытого правительства» и «открытых данных». Движущей силой развития во многом стали изменения законодательно-нормативной базы – как федеральной, так и региональной, поэтому в целом такие перемены оцениваются экспертами положительно. В то же время до сих пор есть ряд важнейших направлений «электронизации», до которых реформы пока что не добрались.

Наталья Храмцовская, ведущий эксперт по управлению документацией компании ЭОС, в своем выступлении на состоявшейся недавно конференции «Весенний документооборот 2014», выделила ряд позитивных изменений в сфере законодательно-нормативного регулирования этой отрасли, произошедших за последние несколько лет. Поскольку компания ЭОС работает на рынке СЭД столько же, сколько существует в России сама отрасль, она на себе ощущает как динамику трансформаций рынка, так и перемены в области государственного регулирования. 

По словам Н.А.Храмцовской, ещё 3 года назад ситуация была значительно сложнее, чем сейчас, несмотря на то, что тогда уже были сняты все основные препятствия, мешавшие использовать электронные документы в государственном управлении и бизнесе. К этому времени минимально необходимая законодательная база для перехода на электронные технологии уже была подготовлена, однако потребовалось время для того, чтобы результаты реформ заработали в полную силу. Ситуация осложнялась и тем, что в 2010-2011 годах внедрение электронного документооборота нередко проводилось недостаточно продуманно, в том числе не обеспечивалась необходимая подготовка как руководителей, так и работников среднего звена, которые и должны были работать с электронными документами.

С течением времени ситуация более-менее нормализовалась – и за счет роста технического оснащения госструктур и бизнеса, и благодаря повышению квалификации сотрудников и вовлечению в работу с СЭД высшего руководства, да и просто вследствие привыкания. Даже такой консервативный институт, как суды, уже неплохо освоился с информационными технологиями и активно ими пользуется. По отдельным направлениям внедрения ИКТ в государственное управление и деловую деятельность Россия, по мнению экспертов, является мировым лидером – например, по применению усиленных электронных подписей и по масштабам проведения электронных государственных закупок.

Кроме того, отдельного внимания заслуживает региональная законодательно-нормативная базы: она интересна тем, что зачастую находит свои, неожиданные подходы, технологии и решения. Можно даже сказать, что активность в сфере регионального регулирования вопросов использования электронных документов является показателем того, насколько регион активно работает в этой сфере. К примеру, в лидеров по внедрению электронных госуслуг входят ЕАО, ХМАО, Красноярский край, Петербург, а лидерами по внедрению концепции открытых данных являются Москва, Пермский край, Тульская и Ульяновская области. В этих регионах местные власти уделяют много внимания совершенствованию законодательства, касающегося электронной стороны жизни.     

В результате существенно изменяется деятельность ряда государственных учреждений и ведомств – например, Федеральной налоговой службы (ФНС России). Так, с 1 января 2014 года введена обязанность для всех плательщиков НДС представлять налоговые декларации по НДС только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через специального оператора электронного документооборота. Федеральная налоговая служба, подводя итоги декларационной кампании по НДС за I квартал 2014 года, сообщила, что налогоплательщиками в налоговые органы было представлено 1,36 млн. таких деклараций, из которых по телекоммуникационным каналам связи поступило 1,29 млн., что составляет почти 95% от общего числа деклараций. Также сегодня в рамках работы ФНС в электронном виде можно отправить более 40 видов документов: налоговые декларации, письма, обращения, счета-фактуры и т.д.

В прошлом году произошли изменения и в сфере бухгалтерского учёта. Например, с 1 января 2013 года первичные учетные документы могут составляться на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного усиленной электронной подписью. А с июня 2013 года при смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учёта организации, порядок проведения которой определяется организацией самостоятельно.

«Сейчас, в 2014 году, можно с уверенностью сказать, что законы информационного блока вполне соответствуют мировому уровню, хотя часть экспертов сходится во мнении, что их потенциал используется лишь частично», - комментирует г-жа Храмцовская, – «Однако в отдельных нишах законодательства пока ещё есть «серые зоны», которые только предстоит закрыть».

Так, далеко не радужная картина наблюдается в регулировании многих аспектов работы с документами, в том числе и в традиционном бумажном варианте. На сегодняшний день нет ни одного практически важного вопроса, связанного с управлением документами, который был бы исчерпывающим образом урегулирован: везде есть «серые» зоны и противоречия. Это касается не только новых, ещё только входящих в нашу жизнь технологий, но и таких вопросов, как использование собственноручных подписей, печатей, порядка изготовления копий документов и т.д. Также серьёзно отстали от практики работы с документами архивное законодательство и теория делопроизводства и архивного дела, по сути, оставшись в «бумажном» веке.      

К сожалению, отсутствие внимания законодателя и регулирующих органов к этим направлениям может порой оказаться той соломинкой, под воздействием которой переломится спина верблюда. По мнению Н.А.Храмцовской, недостатки законодательно-нормативного регулирования заставляют организации осторожно подходить к внедрению электронного документооборота и поддерживающих его систем. Ведь в определенный момент электронный документ должен отправиться в архив, где он должен храниться в течение длительно времени, а то и постоянно, при этом таким образом, чтобы спустя десятилетия сохранялись его юридическая значимость и доказательная сила – и как раз здесь придется столкнуться с рядом проблем, для решения которых необходимо вносить изменения в действующее законодательство. Так что, наверное, следующим этапом развития нормативно-правовой базы должно стать модернизация законодательства именно по этим направлениям.

Автор: Сергей Мелешков (meleshkov@mskit.ru)

Рубрики: Интеграция, ПО, Регулирование

Ключевые слова: смэв, СЭД, ЭОС, электронный документооборот, электронная подпись, электронные госуслуги

наверх
 
 
     
     
 

Свежие комментарии

05.07.2016 12:25 | Евгений

Какая компания вам оказывает эту услугу, если не секрет?

04.07.2016 08:48 | Виктория

Мы вопросы ведения документооборота передали на аутсорсинг, это позволяет избегать многих проблем.

 
     
Оставить комментарий
Имя:
E-mail:
Комментарий (не более 2000 знаков):



ИЛИ
     
 

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода и Поволжья

17.10.2018 Инновации в России: фестиваль форматов

16.10.2018 Цифровая трансформация: пора налить воду в бассейн

16.10.2018 На «ПРОФ-IT» показали отечественные интегрированные решения

15.10.2018 Россияне распробовали бесконтактные платежи

14.10.2018 Великий Новгород хочет стать цифровым регионом

09.10.2018 Информационная безопасность сбавит темы роста

04.10.2018 Цифровой опыт разочаровывает пользователей

03.10.2018 Microsoft обновляет Windows 10 и поднимает цену на Office 365

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

ITSZ.RU: последние новости Петербурга