rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 

Денис Маймистов, эксперт рабочей группы Госдумы по СМИ, ИТ и телекоммуникациям: «При вступлении в силу новых законов сотовые операторы потеряют 80% прибыли от продажи интерактивных услуг»

В минувшем году более 700 тысяч абонентов оказались жертвами «мобильных» мошенников. Пользователи мобильных телефонов ежемесячно тратили от 10 до 900 рублей на различные развлекательные услуги и даже не подозревали об этом. В связи с ростом числа мошенничеств Госдума, ФАС, Роскомнадзор и сотовые операторы стали предлагать варианты решения проблемы – оповещать абонента об услугах, на которые он подписан, разделить счет сотового телефона на два лимита – связи и контент-услуг, ужесточить наказание за подключение платных услуг без согласия абонента. О том, какие из предложенных способов борьбы с мобильным мошенничеством наиболее эффективны, а также какие сложности ожидают абонентов и сотовых операторов в случае принятия новых законов, корреспонденту ИД «РПР-группа» рассказывает Денис Маймистов, эксперт рабочей группы Госдумы по СМИ, ИТ и телекоммуникациям.

-  Кто подписывает абонентов на услуги, о которых пользователи даже не подозревают?  

На развлекательные или интерактивные услуги пользователей в большинстве случаев подписывают сотовые операторы, и  делают они это законно. Да, как бы странно это ни звучало, если человек случайно узнает, что весь прошедший месяц звонившим ему людям приходилось слушать какую-то мелодию, за который он еще и заплатил около 80 рублей, в возбуждении уголовного дела по данному факту будет отказано. Сотовые операторы допускают некорректный с точки зрения абонентов маркетинг, но не нарушают действующее законодательство. Такие услуги, как, например, замена гудка или информирование абонента о том, что он стал доступен, активируются самим оператором и человек может быть не в курсе, что начал регулярно их оплачивать. Однако в подписанном им договоре о приобретении sim-карты информация о подключении услуг была прописана, просто очень мелким или неконтрастным шрифтом.  Также, например, абоненту может быть подключена услуга, которая первую неделю или две будет предоставляться бесплатно, а потом станет платной. Если человек не хочет продолжать пользование услугой, ему необходимо ее отключить. Причем оператор не обязан оповещать об этих правилах абонента смс-сообщением или звонком.  Согласно действующему законодательству ему достаточно разместить информацию на собственном сайте.

- Контент-провайдеры не подписывают абонентов на услуги, о которых пользователи не  осведомлены?

Обычно подписывает мобильный оператор. К контент-провайдерам применяются правила регулирования, разработанные сотовым оператором. Они не позволяют компаниям самостоятельно подписывать абонентов на услуги, иначе контент-провайдера просто отключат. Впрочем, все же бывает, что контент-провайдеры оказываются киберпреступниками, однако такие случаи - скорее исключение.

- Получается, более 700 тысяч абонентов пострадали от законной деятельности сотовых операторов?

- Не совсем так. От неполного информирования пользователей сотовыми операторами пострадали около 80% абонентов. Остальные 20%, то есть около 100 тысяч человек, пострадали от киберпреступников, которые действуют незаконно. Они создают вредоносные программы, позволяющие списывать деньги со счетов абонентов. Действия этих мошенников попадают под статьи уголовного кодекса – 159 (мошенничество), 272 (неправомерный доступ к компьютерной информации) или 273 (создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ) . Максимальный срок лишения свободы по этим статьям – до десяти лет.

- Сможет ли принятие закона о разделение счета абонентов на два лимита сократить или вовсе решить проблему незаконного списания денежных средств?

- Принятие закона о разделении счета на два лимита, связи и контент-услуг, защитит 75% абонентов, которые не пользуются дополнительными услугами. Для них проблема списания денежных средств будет полностью решена. В эту категорию, кстати, попадают пенсионеры, для которых списываемые деньги являются весьма значительной суммой.  Однако 25% абонентов являются активными пользователями развлекательных и интерактивных услуг, которым нравится получать гороскопы, диеты, ставить мелодию вместо гудка, играть в он-лайн игры или знакомиться через смс-сообщения. Их по-прежнему смогут вводить в заблуждение относительно содержания и стоимости дополнительных услуг.

- Разделение счета на два лимита будет удобным для пользователей? Как они смогут пополнять баланс?

Для абонентов, которые использовали телефон только для звонков, отправки смс-сообщений и выхода в интернет система оплаты счета не поменяется. Они как пользовались основным счетом, так и продолжат. Тем пользователям, которые заинтересованы в дополнительных услугах, новый закон тоже не добавит проблем. Просто в момент пополнения баланса им нужно будет сказать, какую сумму они хотят положить на второй счет.

- Во сколько сотовым оператором обойдется реализация проекта по разделению счета?

- Модернизация имеющейся системы оплаты телефонных счетов потребует несколько десятков миллионов рублей. Это совершенно небольшая сумма, учитывая уровень доходов сотовых операторов. За счет продажи дополнительных услуг они зарабатывают около 5 миллиардов рублей в месяц! Правда, если закон будет принят, на некорректный маркетинг будут попадаться значительно меньшее количество человек. В этом случае мобильные операторы потеряют около 80% прибыли от продажи дополнительных интерактивных услуг.

- Как защитить абонентов, пользующихся дополнительными услугами, от подключения сервисов без их ведома?

- В конце прошлого года ФАС предложил дополнительно информировать абонентов о стоимости интерактивных услуг. Это был бы очень эффективный метод, который позволил  практически полностью исключить возможность наличия у абонента услуги, о которой он не осведомлен. При заказе какого-то изображения или текста абонент должен был бы дополнительно подтвердить заказ с суммой списания. Абоненту должно было бы придти смс-сообщение с вопросом, согласен ли он заплатить определенную сумму за услугу. И только после отправки ответного сообщения абонент получит доступ к сервису. По такой же схеме сейчас москвичи оплачивают парковку в центре города.

- Планируется ли разработать законопроект, который позволил бы привлекать к ответственности мобильных операторов или контент-провайдеров за нарушение правил информирования абонентов?

Сейчас в  экспертном сообществе активно обсуждается вопрос создания документа, содержащего в себе всю терминологию и правила взаимоотношений  на рынке интерактивных услуг. Чтобы привлекать к ответственности сотовых операторов или контент-провайдеров,  необходимо на законодательном уровне четко прописать всю терминологию рынка, определения всех его участников, операторов, пользователей, правила их взаимодействия и ответственность за нарушения этих правил. На данный момент определения не прописаны, и с законодательной точки зрения таких компаний, как контент-провайдер, в принципе не существует.

- Кто отвечает за  качество предоставляемых абонентам услуг? Если, например, из-за заказанной пользователем диеты у него появились проблемы со здоровьем – кто-нибудь будет нести ответственность?

К сожалению, в настоящее время люди никак не защищены от услуг низкого качества - неэффективных диет, плохих советов психологов или скучных рассказов. Пользователь может заплатить за услугу СМС-знакоств, а переписываться не с будущей подругой, а с сотрудником компании-поставщика услуги. Сервисы разрабатывают контент-провайдеры,  однако, как я уже говорил, их роль на рынке законодательно не определена и никакой ответственности за низкое качество содержания сообщений они не несут. Мобильных операторов тоже нельзя привлечь к ответственности, так как они лишь предоставляют доступ к услуге. Это значит, что абонент платит деньги лишь за возможность получить текст, картинку, какую-то игру. За содержание же никто не отвечает.

- Как планируется решать проблему предоставления некачественных услуг?

- Так же, как и проблему списания средств – прописать все определения на законодательном уровне. Тогда можно было бы ввести для контент-провайдеров требования по лицензированию их деятельности. Компании получали бы лицензии в Минсвязи, а если бы нарушали установленные требования, в отношении них Роскомнадзором и Федеральной антимонопольной службой применялись бы санкции. Например, лишали бы или приостанавливали бы действие лицензии.

- Много ли жалоб поступает сотовым операторам от пользователей интерактивных или развлекательных услуг?

- Еженедельно мобильным оператором поступает более 100 тысяч обращений от абонентов. Но это не только жалобы. Пользователь может обратиться к оператору и потому что у него заказанная картинка медленно грузится. Стоит отметить, что около 30% от общей суммы обращений приходится на абонентский «фрод». Пользователи заказывают услуги, а потом сообщают, что не подписывались на них и требуют вернуть потраченные средства.

Редактор раздела: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Мобильная связь, Регулирование, Безопасность

Ключевые слова: новости мобильной связи, сотовые операторы, мобильные операторы, операторы мобильной связи, мобильное мошенничество, мошенничество, телефонные мошенничества

наверх
 
 
     
Оставить комментарий
Имя:
E-mail:
Комментарий (не более 2000 знаков):



ИЛИ
     
 

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода и Поволжья

24.04.2017 Мобильность перестроит дорожное движение

19.04.2017 РАЭК посчитал цифровую экономику РФ

18.04.2017 Сетевое взаимодействие: поле для роста

13.04.2017 «МегаФон» ставит на SMS

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

ITSZ.RU: последние новости Петербурга