rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 

Генеральный директор ООО «Электронные Офисные Системы» Владимир Баласанян: «Основной стимул для развития госуслуг в электронном виде - заинтересованность первых лиц» (продолжение)

Мы продолжаем беседу с генеральным директором компании ЭОС Владимиром Баласаняном. Г-н Баласанян рассказывает о проблемах в сфере развития госуслуг в электронном виде и путях их решения, анализирует некоторые реализованные проекты и оценивает российский рынок СЭД в целом.

Читатели могут также ознакомиться с первой частью беседы с Владимиром Баласаняном.

- Владимир Эдуардович, в правительстве отмечали, что одной из проблем при реализации системы предоставления госуслуг в электронном виде на федеральном уровне является несовместимость используемых различными ведомствами и регионами решений. Действительно ли это является проблемой, и какие пути для ее решения есть?

Это действительно одна из самых серьезных проблем. В течение многих лет государство не предъявляло никаких единых требований к системам электронного документооборота, поэтому каждое ведомство, каждый орган власти создавал для себя такую систему электронного документооборота, какую считал нужной. В результате системы эти попросту «не понимают друг друга». Т.е. электронный документ, подготовленный в одной системе, не может быть не только автоматически обработан в другой, но, в общем случае, не может быть даже прочитан, в силу того, например, что в различных ведомствах могут использоваться различные текстовые редакторы. В результате межведомственный документооборот у нас до сих пор бумажный. Каждое ведомство распечатывает и размножает бумажные документы, подготовленные в СЭД, а затем отправляет их по почте. А при приеме эти документы снова переводят в электронную форму путем сканирования и вводят в собственную СЭД.

Для решения этой проблемы нужно не только договориться о форматах файлов с документами. Необходимо согласовать также структуру и формат реквизитов (метаданных), содержащих информацию о документе. Стандартизация, связанная с взаимодействием систем, позволит решить такие вопросы, как автоматическая регистрация и маршрутизация документов, направляемых в другие ведомства, автоматическая доставка оповещений о состоянии работы с отправленными ранее документами и т.д. В результате различные ведомства будут взаимодействовать друг с другом не в «ручном режиме», а в максимальной степени автоматизировано и прозрачно для всех заинтересованных участников документооборота.

Еще в 2004 г. группа компаний-разработчиков, объединившись под эгидой Гильдии Управляющих Документацией, разработала первый (и пока единственный) подобный стандарт – «Взаимодействие систем автоматизации документационного обеспечения управления. Состав, содержание и описание зон электронного сообщения».

В 2008 году, приказом Ростехрегулирования на базе нашего предприятия был создан технический подкомитет по стандартизации электронного документооборота (ПК6). И первым национальным стандартом, который будет выпущен нашим комитетом в 2010 году, будет как раз ГОСТ, созданный базе упомянутого стандарта Гильдии.

- Как должна измениться ситуация после принятия нового стандарта?

Стандарт Гильдии уже давно используется нашей и некоторыми другими разработчиками для взаимодействия систем, именно в рамках этого стандарта сформулированы форматы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в проекте межведомственной системы электронного документооборота МЭДО. После принятия нового ГОСТа заказчики смогут включать его в требования к создаваемым ими СЭД и, тем самым, существенно упростят задачу взаимодействия с системами других организаций.

Но проблема не только в стандартах взаимодействия систем, у нас в целом нет единых требований к самим системам, нет даже единой терминологии. Уверен, что стандартизация в области СЭД позволит значительно сэкономить средства на создание и сопровождение систем в организациях и а также уменьшить издержки разработчиков этих систем.

Сейчас, работая в проекте МЭДО и других проектах межведомственного и межкорпоративного взаимодействия, мы разрабатываем более продвинутые механизмы взаимодействия систем различных организаций, которые обеспечивают не только автоматизацию процессов пересылки документов между организациями, но и мониторинг состояния прохождения документа, отправленного в другую организации, т.е. прозрачность электронного документооборота как для внешних организаций, так и для граждан.

- Насколько, по Вашему мнению, указания руководителей страны стимулировали развитие направления предоставления госуслуг в электронном виде? Какова была бы судьба таких проектов при отсутствии инициатив «сверху»?

Электронные услуги неотвратимы – ни мы, ни какая-то другая страна не может игнорировать технологический прогресс. И в общество и, естественно, во власть приходит все больше людей нового поколения, для которых новые и динамично развивающиеся технологии являются не новшеством, а частью образа жизни. Но темпы этой неотвратимости, конечно, во многом зависят от лиц, принимающих решения. Достаточно посмотреть информацию о многочисленных совещаниях и встречах, проведенных в последние два года на самом высоком уровне, ознакомиться с принятыми документами, чтобы понять, что пришло новое, более ясное и четко выраженное понимание целей и задач создания «электронного правительства». И что особенно впечатляет – все это уже осознано нашим управленческим аппаратом – от непосредственных исполнителей до высокопоставленных руководителей.

- Что, по-вашему, собой представляет российский рынок систем электронного документооборота?

Во-первых, есть известная специфика технологии работы с документами в России. Это наши традиционные правила делопроизводства и архивного дела, со специфическими и подробно регламентированными процедурами. И всякая автоматизация работы с документами, как правило, начинается именно с этих делопроизводственно-архивных процедур.

Если же говорить о самих системах, то компаний, предлагающих то, что они сами называют СЭД (никакой нормативной терминологии в этой области у нас нет), уже более чем достаточно – много десятков. Они реализованы либо на универсальных ECM-платформах ведущих мировых поставщиков, либо на специализированных отечественных платформах, либо без применения каких-то платформ. Наши продукты представлены во всех трех категориях: EOS for SP – система документооборота, реализованная на платформе MS SharePoint Portal Server, eDocLib – наш собственный документальный портал, «Дело» и «Архивное дело» – готовые решения. В силу упомянутой мною отечественной специфики, а также необходимости одновременного ведения бумажного и электронного документооборота, отечественные продукты эти должны обеспечивать автоматизацию весьма разнообразных технологических процедур и по своей сложности, как правило, превосходят аналогичные системы, используемые для решения документационных задач в других странах.

Заказчику ориентироваться в этом многообразии систем, зачастую вовсе не сопоставимых по своим функциональным и технологическим свойствам и даже по терминологии очень трудно.

- Расскажите, пожалуйста, под воздействием каких факторов изменяются решения, которые предлагает ЭОС для организации предоставления госуслуг в электронном виде.  

До сих пор мы, как и другие разработчики, главным образом были сосредоточены на создании эффективных СЭД для организаций и предприятий. Сейчас же, когда электронные услуги стали ключевым фактором развития электронного документооборота, основное внимание мы обратили на технологии межведомственного электронного документооборота, без которого оказание электронных услуг невозможно.

Принимая участие в пилотном проекте межведомственного электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти, в том числе в качестве экспертов, мы по собственной инициативе начали исследование опыта организации межведомственного электронного взаимодействия в России и в мире. Результаты этого исследования мы публикуем в виде книги «Современные идеи и опыт государственного управления. Мировой опыт межведомственного электронного взаимодействия», в апреле состоится пресс-конференция, посвященная выходу этой книги. В книге анализируются разнообразные идеи организации межведомственного взаимодействия – от использования всеми органами власти одной системы до интеграции разнородных систем на основе единых стандартов. Многие идеи, с которыми мы познакомились в ходе этого исследования, уже помогли нам при создании наших новых решений.

 - Какие новые продукты компания ЭОС планирует выпустить на рынок в этом году?

Я бы остановился на двух новых продуктах 2010 года .

В апреле мы выпускаем совершенно новый продукт - EDSign, не имеющий прямых аналогов – и не только на отечественном рынке. Это технологическая система, обеспечивающая подписания электронных документов с использованием ЭЦП таким же образом, каким осуществляется подписание традиционных бумажных документов.

Приведу только один пример возможного использования этого продукта. Одна из главных трудностей использования ЭЦП при выпуске документов – руководитель подписывает бумажный документ, когда не нем еще нет регистрационного номера и даты. Номер и дата проставляются на подписанный документ в службе делопроизводства. Если же документ электронный и подписан ЭЦП, то после появления в тексте документа номера и даты, содержание документа формально меняется и подпись руководителя становится недействительной. Система позволяет сохранить сложившуюся технологию. В шаблоне документа заранее «прописываются» поля, в которых ожидается появление подписи руководителя, а также регистрационного номера и даты. Когда документ подписывает руководитель, он подписывает документ с незаполненным полем номера и даты, а когда документ попадает к регистратору, то регистратор, проставляя номер и дату, подписывает документ именно с этими внесенными им значениями реквизитов.

Продукт EDSign реализован в форме надстройки текстового редактора Word 2007, что обеспечивает простоту и наглядность его использования как внутри организации, так и в межведомственном или межкорпоративном взаимодействии. Сами документы могут передаваться подписантам любыми способами – на носителях, по электронной почте, с помощью СЭД, загружаться с портала.

Другой нашей разработкой 2010 года, связанной с межведомственным взаимодействием, является сервер межведомственного документооборота МЭД (рабочее название). Как я уже говорил выше, речь идет о том, что при взаимодействии СЭД, установленных в различных территориально удаленных организациях, во многих случаях очень важно в реальном масштабе времени отслеживать состояние документа, отправленного в другую организацию. В частности, когда и под каким номером он зарегистрирован, кто определен исполнителем по этому документу, подготовлен ли проект решения по этому документу, принято ли решение и какое, отправлен ли этот документ на согласование в третью организацию и т.д.

Инициатор документа или другое заинтересованное лицо может заказать себе получение подобной информации. В этом случае сервер МЭД будет запрашивать у СЭД организации информацию о соответствующих событиях и отправлять ее заказвшему, связавая эту информацию с исходным документом. Сервер МЭД может работать с любой СЭД, которая умеет формировать и отправлять сведения о состоянии работы с документом. С помощью МЭД можно осуществлять, например, централизованный контроль за прохождением поручений в системе организаций, например в территориально распределенной властной структуре, холдинге и т.п.

- Какие крупные проекты были уже реализованы с помощью решений компании ЭОС? Каковы их результаты?

Если говорить о наших крупнейших проектах в органах власти, то я бы выделил системы документооборота, созданные на федеральном и на региональном уровне и связывающие в единое целое документооборот множества территориально распределенных учреждений со многими тысячами и даже десятками тысяч пользователей. Это и избирательные комиссий в рамках ГАС «Выборы», и суды общей юрисдикции в рамках ГАС «Правосудие», и органы прокуратуры в рамках Информационной системы органов прокуратуры, и учреждения Банка России в рамках Системы автоматизации делопроизводства и документооборота ЦБ РФ. Это и единые системы документооборота органов власти субъектов федерации – Республики Башкортостан, Республики Якутия, Калининградской, Ростовской, Липецкой области, Республики Хакассия и многие многие другие. Остановлюсь подробнее на трех проектах, которые впечатляют не собственно масштабами, сколько комплексным решением в области документационного обеспечения управления.

Первый – работы по автоматизации документооборота Правительства Республики Хакасия. Проект «Электронная Хакасия» стартовал в 2001 году, когда Правительство Республики начало активно перестраивать ИТ-инфраструктуру. Одной из составляющих проекта была система автоматизации документооборота «Дело» на 20 рабочих мест. В течение 2009 года проводилась серьезная реструктуризация системы документооборота – все Министерства и ведомства объединили в одну базу данных СЭД, что позволило в октябре 2009 года запустить технологию сквозного электронного визирования и согласования проектов документов в рамках Правительства. В настоящий момент к системе электронного документооборота подключены 27 структурных подразделений Республики Хакасия, налажен обмен документами с использованием ЭЦП («Законы», «Постановления Правительства РХ», «Постановления Президиума», письма и т.д.), объединены базы данных системы «Дело» всех исполнительных органов государственной власти Республики.

Второй проект был реализован в Ростовской области. Администрация этого региона начала эксплуатацию системы электронного документооборота «Дело» в 2007 году. С тех пор эта система стала основой для создания единого информационного пространства и межведомственного электронного документооборота заказчика. Сегодня она используется в аппарате Администрации области, 32 органах исполнительной власти, 55 муниципальных образованиях, в органах государственной и законодательной власти Ростовской области и насчитывает 438 клиентских места. В ходе перехода к электронному документообороту с начала 2010 года в Администрации Ростовской области стартовал пилотный проект по организации электронного документооборота с использованием электронной цифровой подписи. В его рамках 85 руководителей министерств и ведомств, государственных органов власти области получили сертификаты ЭЦП. Около 50 стандартизованных видов электронных документов, формируемых участниками проекта в процессе исполнения бюджета области и подписываемых электронной цифровой подписью, поступают с использованием системы электронного документооборота напрямую в управления и отделы министерства финансов области, в ведении которых находится обработка направляемой информации. Такой подход существенно снижает затраты рабочего времени и увеличивает эффективность бюджетного процесса.

Еще один интересный проект, как раз связанный с реализацией госуслуг, реализуется в Иркутской области, в городе Шелехове. Речь идет об отработке решения по созданию так называемого многофункционального центра по оказанию государственных и муниципальных услуг. Создание такого центра повышает доступность предоставляемых услуг жителям города, в том числе, при использовании интернет-портала. Проект реализуется на базе системы «Дело», одной из важных функций которой является обеспечение электронного документооборота с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП) для защиты информации. В дальнейшем планируется полноценная реализация межведомственного электронного документооборота, необходимого для более эффективного предоставления госуслуг. Вы можете посмотреть портал этого центра http://mfc-shelehov.ru/default.aspx и сравнить его, скажем, с миланским порталом, о котором я рассказывал выше. Так что уже есть, что сравнивать, поставлены конкретные цели и ясно, куда и примерно как к ним идти.

- Спасибо!

Автор: Елена Шашенкова (info@mskit.ru)

Рубрики: Интеграция, ПО, Регулирование

Ключевые слова: СЭД, система электронного документооборота, ЭОС, электронный документооборот, электронные офисные системы

наверх
 
 
     
Оставить комментарий
Имя:
E-mail:
Комментарий (не более 2000 знаков):



ИЛИ
     
 

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода и Поволжья

17.10.2018 Инновации в России: фестиваль форматов

16.10.2018 Цифровая трансформация: пора налить воду в бассейн

16.10.2018 На «ПРОФ-IT» показали отечественные интегрированные решения

15.10.2018 Россияне распробовали бесконтактные платежи

14.10.2018 Великий Новгород хочет стать цифровым регионом

09.10.2018 Информационная безопасность сбавит темы роста

04.10.2018 Цифровой опыт разочаровывает пользователей

03.10.2018 Microsoft обновляет Windows 10 и поднимает цену на Office 365

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

ITSZ.RU: последние новости Петербурга