rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Российский рынок NFC. Молодой и перспективный

В 2011-2012 годах в России стартовали первые проекты с использованием беспроводной технологии малого радиуса действия NFC (Near Field Communication, «коммуникация ближнего поля»), которая дает возможность обмена данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 сантиметров. По данным исследования, проведенного J’son & Partners Consulting совместно с компанией Smartest, развитие услуг в этом сегменте находится в нашей стране на самой ранней стадии своего развития. Тем не менее, по прогнозам J'son & Partners Consulting, объем рынка операторских мобильных платежей «большой тройки» сотовых операторов в 2012 году составит около 15-18 млрд рублей. При оптимистическом прогнозе, к 2017 году объем мобильных платежных трансакций в России, выполненных при помощи устройств с поддержкой NFC, превысит 50 млрд рублей, то есть составит около 1% мирового рынка.

Основными преимуществами NFC-технологии обычно называют быстроту оплаты товаров и услуг и удобство. Технология позволяет существенно сократить время обслуживания клиентов в магазинах, в кафе, на АЗС, на общественном транспорте и так далее, а также внедрять такие инновационные сервисы, как, например, электронный ключ от дома, пропуск на предприятие, контроль рабочего времени.  

В исследовании J'son & Partners Consulting отмечено, что рынок NFC в России имеет огромный потенциал, поскольку в его развитии заинтересованы как поставщики услуг (банки, мобильные операторы, платежные системы, вендоры, розничные магазины и прочие), так и конечные пользователи. В частности, за счет NFC-сервисов операторы мобильной связи смогут повысить лояльность абонентов и компенсировать падение ARPU, банки – сократить наличные платежи и снизить издержки, а розничный сектор – увеличить товарооборот за счет ускорения обслуживания и повышения лояльности.

Основные участники зарождающегося рынка NFC в России это «большая тройка» мобильных операторов, крупнейшие банки и платежные системы. Из примеров проектов с использованием технологии NFC можно отметить, что МТС реализует NFC-проекты «Быстрая заправка» на автозаправках «ЛУКОЙЛ», оплата товаров в торговых автоматах компании UVENCO (оба в  Перми). Кроме того, весной текущего года было запущено совместное с  MasterCard и «МТС-Банк» платежное решение на основе технологии NFC для бесконтактной оплаты товаров и услуг с телефона по технологии MasterCardPayPass.

«МегаФон» и «ВымпелКом», в свою очередь, предлагают услуги по бесконтактной оплате проезда в Петербургском метрополитене. Также, в частности у «МегаФона», есть ряд «точечных» проектов, среди которых, например, проект столичного филиала «МегаФон» совместно с «Мастер-Банк», в рамках которого реализована возможность оплаты счета в московском ресторане «Rock-Vegas» с баланса мобильного телефона используя NFC-наклейки.  

Отметим также, что восемь российских банков являются эмитентами бесконтактных карт PayPass, использование которых значительно сокращает время обслуживания клиентов в сфере розничной торговли и услуг.

По прогнозам J'son & Partners Consulting, объем рынка операторских мобильных платежей «большой тройки» сотовых операторов в 2012 году составит около 15-18 млрд рублей. При оптимистическом прогнозе, к 2017 году объем мобильных платежных трансакций в России, выполненных при помощи устройств с поддержкой NFC, превысит 50 млрд рублей, то есть составит около 1% мирового рынка. Большая часть опрошенных экспертов оценила этот показатель по итогам 2011 года в сумму менее 30 млн рублей, а прогноз на 2012 год – 30-150 млн рублей.

В целом, в настоящее время в России, по мнению J’son & Partners Consulting, реализуются пилотные проекты для демонстрации возможностей NFC, отработки тарификации и технологических аспектов, бизнес-моделей. «Основные сдерживающие факторы развития NFC в России – это низкая информированность потенциальных пользователей о возможностях данной технологии, недостаточное развитие инфраструктуры и несовершенство российского отраслевого законодательства. С другой стороны, ключевые преимущества бесконтактных платежей – быстрота и удобство совершения платежей в итоге перевесят постепенно сглаживающиеся проблемы, и рынок начнет расти ускоренными темпами», - отмечено в исследовании J’son & Partners Consulting.

Еще одним фактором, влияющим на развитие рынка услуг с использованием NFC, является наличие соответствующей инфраструктуры и абонентских устройств. По данным середину июня 2012 года, в России были доступны 28 моделей телефонов и коммуникаторов с поддержкой NFC от восьми производителей: Nokia (7 моделей), RIM и Samsung (по 6 моделей), Sony (3 модели), HTC, LG (по 2 модели), Fly и Panasonic (по 1 модели). Стоимость моделей телефонов с поддержкой NFC варьируется от 6,4 тысяч рублей (Samsung Wave 578 S5780) до 70 тысяч рублей (BlackBerry Porsche Design P’9981).

При этом, по данным J’son & Partners Consulting, в России наблюдается существенный рост доли продаж телефонов с поддержкой NFC - с 0,7% в четвертом квартале 2011 года до 1,2% в первом квартале 2012 года. Тем не менее, эксперты J’son & Partners отмечают: «Для конечного пользователя NFC в России – это маловажная опция, которая фактически не оказывает влияние на потребительский спрос и продажи смартфонов. На данном этапе развития рынка использовать телефоны с поддержкой этой технологии в российских проектах, как правило, нельзя. Для этого необходим специальный NFC-модуль, который устанавливается в телефон, либо банковская карта с поддержкой NFC. Тем не менее, в перспективе можно ожидать усиления этого фактора».

Как показал опрос экспертов из сферы ИКТ, проведенный J’son & Partners Consulting совместно с компанией Smartest в июле 2012 года, эксперты прогнозируют, что основными отраслями, в которых технология NFC будет наиболее перспективна в ближайшие 1-3 года, являются общественный транспорт, розничная торговля и сфера услуг, а также реклама и маркетинг.

Что касается «портрета клиента» услуг с использованием технологии NFC, как показал опрос владельцев мобильных телефонов в городах-миллионниках, проведенный J’son & Partners Consulting совместно с компанией Smartest в июле 2012 года, 8,6% респондентов уже используют технологию бесконтактных платежей. В то же время, почти половина (48,8%) ничего не слышала об этой технологии, а 42,6% информированы о ней, но по тем или иным причинам ее не используют. 13,4% из числа опрошенных пользователей ответили, что их банковская карта поддерживает бесконтактные платежи, а более половины респондентов (53%) не знают об этом. 6% пользователей ответили, что их смартфон позволяет бесконтактно оплачивать товары и услуги, в то время как 48% не осведомлены об этом.

Наряду с вышеприведенными данными, в исследовании J’son & Partners отмечено, что более 90% пользователей  хотели бы использовать свой мобильный телефон как универсальное средство («мобильный кошелек», проездной, пропуск на предприятие и так далее) либо выразили свой интерес к этому сервису. Более всего пользователи оказались информированы о таких сервисах NFC как оплата товаров в магазинах, парковок и заправок, а также проезда в общественном транспорте и билетов на мероприятия. Основные сдерживающие факторы, препятствующие более интенсивному развитию NFC в России – это опасения пользователей по поводу безопасности транзакций и сохранности персональных данных, недостаток инфраструктуры и информации об услуге.

Автор: Тимофей Белосельцев (info@mskit.ru)

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: абоненты мобильной связи, услуги мобильной связи, операторы мобильной связи россии, мобильная связь, сотовые операторы, мобильные операторы, операторы мобильной связи, абоненты сотовой связи, сотовые телефоны, мобильные, сотовые, vas-услуги, vas-сервисы

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода и Поволжья

11.09.2024 ФАС вновь возьмется за операторов связи

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

ITSZ.RU: последние новости Петербурга