rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

«Интерком-2012»: тренды телекома

Вчера, 6 декабря 2012 года, в Петербурге начал свою работу телекоммуникационный форум «Интерком-2012». Это ежегодное мероприятие проходит в шестой раз. Организатором «Интерком-2012» является «ICF-Международные конференции». Традиционно течение двух дней ведущие специалисты телекоммуникационной отрасли России обсуждают на форуме наиболее актуальные отраслевые вопросы. В первый день проведения «Интерком-2012» среди прочего обсуждались тенденции развития отечественного телекоммуникационного рынка.

Среди прочих, об общих тенденциях рынка телекоммуникаций в России и ожидаемых перспективах говорил в своем выступлении заместитель директора Макрорегионального филиала «Северо-Запад» - коммерческий директор ОАО «Ростелеком» Сергей Попов.  

На сегодняшний день, по его словам, голосовые услуги определяют основной объем доходов операторов, но не имеют потенциала роста. Наблюдается, в частности, миграция голосового трафика в IP с резким снижением цены. Основными драйверами роста на отечественном телекоммуникационном рынке являются услуги передачи данных и IT. Во многом этому способствует взрывной рост объемов потребления трафика данных за счет роста потребления «тяжелого» контента. Отмечено было также ускоренное развитие беспроводных сетей передачи данных.  

Если рассматривать телекоммуникационный рынок по сегментам, то для сегмента частных пользователей ключевыми драйверами роста рынка телеком-услуг в ближайшие годы будут сегменты ШПД, беспроводного широкополосного доступа в Интернет и платного ТВ. Ожидается также бурное развитие предоставления видео-контента на базе ОТТ.

Учитывая то, что сегодня у частных потребителей телекоммуникационных услуг существует потребность в унификации абонентских устройств и получении широкого спектра услуг, было отмечено, что постепенно меняется подход операторов к построению продуктовых предложений. Речь идет о том, чтобы предложить частному абоненту своего рода «конструктор», где он получает базовые услуги за оптимальную цену, а затем по своему выбору дополняет их другими услугами и опциями.

Относительно сегмента бизнес-клиентов, по словам выступавшего, сегмент B2B будет расти темпами, опережающими общие темпы роста телекоммуникационного рынка. При этом, рост сегмента будет обеспечен за счет непрофильного бизнеса для телекоммуникационных операторов, а именно за счет значительного увеличения сектора IT-услуг и сервисов, а также за счет роста объемов продаж оборудования, ПО и услуг консалтинга.  Ожидается также, что объем телекоммуникационных услуг в сегменте В2В вырастет незначительно, но они будут формировать существенную часть рынка. Одним из доминирующих трендов в этом сегменте названо развитие облачных вычислений.  

Отмечая тренды, эксперты в своих выступлениях подчеркивали, что сегодня российские операторы идут по пути модернизации проводной и беспроводной инфраструктуры и создания единой конвергентной сети. При этом, отмечалась потребность всех операторов в существенном наращивании транспортной инфраструктуры.

В этой ситуации и с учетом лавинообразного роста объемов потребления трафика передачи данных, о котором говорилось выше, перед операторами сегодня стоит задача, которая заключается в оптимизации издержек. В частности, о возможностях совместного развития инфраструктуры применительно к мобильной связи говорил руководитель службы развития сети Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон» Сергей Радченко. Он среди прочего отметил, что в основном сети мобильной связи  у основных операторов на сегодняшний день уже построены и покрытие обеспечено в достаточной мере. Вместе с тем, остаются «белые пятна», среди которых, например, территории с низкой плотностью населения. В данном случае, по словам  Сергея Радченко, операторам было бы выгоднее совместное строительство и эксплуатация объектов связи.  Например, на Северо-Западе в рамках совместного проекта основных операторов мобильной связи ожидается строительство более 60 объектов  и сооружений связи, что по словам  Сергея Радченко, может обеспечить экономию капитальных затрат в размере более 300 млн рублей. Проблемные зоны в покрытии существуют не только в труднодоступных районах, но и в мегаполисах, например, в кварталах новостроек.  Решением здесь также могло бы стать строительство сооружений связи совместными силами.

Еще одним полем для совместной работы операторов связи может стать  замена устаревшей инфраструктуры, например, создание вместо устаревшего объекта связи нового совместного «сайта», на котом могли бы разместить свое оборудование несколько операторов. Полем для реализации совместных проектов для операторов являются и социальные проекты (например, строительство инфраструктуры вдоль федеральных автодорог), а также совместная реализация проектов по обеспечению покрытия на территории крупных объектов (ДК, стадионов, аэропортов, метрополитена). Говорил выступавший эксперт «МегаФона» и о возможности обмена мощностями на уровне магистральной инфраструктуры (ВОЛС). В частности, у «МегаФон» на сегодняшний день построено более 60 тысяч километров ВОЛС.    

Обмен мощностями дорогой магистральной инфраструктуры это, по словам выступавшего, «океан возможностей для операторов». Сейчас на федеральном уровне это всего порядка 3% взаимного использования, что говорит о больших возможностях в ближайшем будущем.  

Генеральный директор «ЭР-Телеком Холдинг» Андрей Семериков в ходе своего выступления коснулся вопросов развития телекоммуникационного рынка, но уже применительно к сегменту проводного ШПД. Он поддерживает существующее мнение, что для текущего состояния развития рынка ШПД в России, когда уровень проникновения составляет 47% (ожидается по итогам 2012 года), при сегодняшних темпах развития экономически достижимо через определенное время довести уровень проникновения до порядка 65%. В дальнейшем увеличение уровня проникновения на рынке ШПД при сохранении существующей ситуации и силами только операторов будет идти более медленными темпами, и достижение уровня проникновения до 80% будет возможно только при условии регулярного стимулирования рынка, привлечения инвестиций и при финансовой, либо регуляторной поддержке государства.        

Говоря о развитии рынка услуг ШПД в России в целом, выступавший отметил со ссылкой на данные экспертов, что сегодня наша страна занимает первое место в регионе EMEA по проникновению инновационных сетей FTTx. При этом, по данным аналитиков в 2012 году ожидается, что количество абонентов ШПД в России составит 24,9 млн домохозяйств.

Вместе с тем, Андрей Семериков обратил внимание участников на одну тенденцию, которая наблюдается на российском рынке ШПД. По его словам,  еще в 2008 году операторы из числа «большой тройки», а также «Ростелеком», ТТК и «ЭР-Телеком Холдинг» заявили о масштабных инвестициях в фиксированный ШПД в 2008-2012 годах. При этом, все операторы сместили фокус с рынков Москвы и Петербурга в сторону региональных рынков. Начался процесс консолидации рынка путем M&A-сделок со стороны крупных операторов в отношении региональных операторов связи. Приводя данные AC&M Consulting за июнь 2009 года выступавший эксперт отметил, что в структуре российского рынка ШПД на тот момент 26% занимали операторы, входящие в категорию «прочие». В 2009-2010 году многие крупные локальные компании были приобретены федеральными игроками . Однако, как отметил Андрей Семериков, рост спроса на крупных сильных локальных игроков в 2008-2011 годах, «разогрел» рынок и значительно увеличил их стоимость и, как следствие, увеличил сроки переговоров, либо завел переговоры в тупик, консолидация рынка в целом начала затягиваться. Кроме того, в 2010 году операторы «большой тройки» активно занялись развитием сетей мобильной связи следующего поколения (LTE) и этот процесс потребовал инвестиций, а развитие направления фиксированного ШПД у этих операторов, по словам Андрея Семерикова, отошло на второй план.

Андрей Семериков в частности сказал: «Реальные темпы роста рынка ШПД упали, и несмотря на то, что к концу 2010 года доля региональных игроков на общем рынке ШПД в России опускалась до 10%, в 2011 году эта доля опять выросла до 25%. Сейчас состояние российского рынка ШПД находится в том же положении, что и в 2009 году. Крупные игроки отошли от активного процесса консолидации и региональные игроки начали развиваться очень энергично. Можно сказать, что сейчас на российском рынке ШПД фактически освободилось место для консолидатора этой отрасли». Выступавший привел данные все того же AC&M Consulting за июнь 2012 года, согласно которым в общей структуре российского рынка ШПД 25% занимали операторы, входящие в категорию «прочие».   

Автор: Денис Шишулин (info@mskit.ru)

Рубрики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Интернет, Маркетинг

Ключевые слова: абоненты мобильной связи, услуги мобильной связи, операторы мобильной связи россии, мобильная связь, связь МТС, связь МегаФон, форум, связь Билайн, операторы мобильной связи, сети передачи данных, абоненты сотовой связи, Билайн, МТС, МегаФон, операторы фиксированной связи, рынок фиксированной связи, мероприятия, конференция, Ростелеком, сотовые, ЭР Телеком, МегаФон Северо-Запад, волс, телекоммуникационный оператор, телекоммуникационные услуги, LTE, Ростелеком Северо Запад

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода и Поволжья

18.01.2024 ИТ-2023: скорость движения вперед кратно выросла

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

ITSZ.RU: последние новости Петербурга