rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 

Через тернии к электронному правительству

Словосочетания «электронные госуслуги» и «электронное правительство» уже знакомы большинству россиян. Многие пользуются сервисами сайта госуслуг, посещают МФЦ. Практически все регионы России активно работают над развитием электронного потенциала. Однако представители ИТ-подразделений, отвечающих за развитие электронного правительства в регионах, отмечают большое количество проблем, с которыми приходится сталкиваться. Причем, большинство из них обусловлены либо человеческим фактором, либо отсутствием best practics.

Об этом рассказали представители профильных комитетов различных регионов, выступавшие на VII Петербургском Международном Инновационном Форуме в рамках круглого стола «Государственные электронные сервисы: информатизация общества». Так, председатель Комитета информатизации и связи Петербурга Иван Громов отметил, что до того, как все задачи по контролю и реализации проектов электронного правительства были сконцентрированы в руках одного комитета, инвестиции были не всегда эффективными, а задачи ставились без учета потребностей пользователей. Г-н Громов рассказал, что были случаи, когда деньги вкладывались в перевод в электронный вид услуги, которой затем за год воспользовались лишь пятеро граждан. Такие инвестиции, безусловно, нельзя считать эффективными.

Еще один провал случился с запуском МФЦ для юрлиц. В Петербурге был открыт один такой центр, однако через некоторое время стало очевидно, что затраты на его содержания не окупаются, так как обращений в него крайне мало. Правда, спустя некоторое время проект был реанимирован, хоть и в измененном виде. Обусловлено это было тем, что город забрал себе ряд федеральных сервисов, которые реализовывались недостаточно хорошо. Благодаря этому теперь в ряде МФЦ Петербурга есть окна, которые работают с юрлицами. Как отметил Иван Громов, есть еще целый ряд федеральных сервисов, которые город мог бы оказывать лучше, так что проект будет развиваться и дальше.

Методом проб и ошибок было установлено и то, что продвигать сервисы электронного правительства стандартными рекламными средствами бесполезно. Гораздо эффективнее, по словам Ивана Громова, проводить работу со школьниками: запустить конкурс, предложив в качестве призов несколько ноутбуков – и 80 % учащихся приведут своих родителей, а заодно и бабушку с дедушкой, научат пользоваться и объяснят все плюсы сервиса.

Дмитрий Едомский рассказывая о том, как решаются вопросы с защитой информации при внедрении технологий электронного правительства. Оказывается, среди наиболее существенных – проблемы, обусловленные влиянием человеческого фактора. К примеру, достаточно традиционным является случай, когда обиженный сетевой администратор при увольнении каким-либо образом нарушает защиту системы. К тому же многие сотрудники в процессе согласования и обсуждения того или иного «закрытого» документа могут обмениваться частью информации в открытом режиме. Еще один пример – распространение в сети женами военнослужащих засекреченной части данных о подразделении и ее составе в преддверии праздника – данный прецедент получил название «23 февраля. Банзай». Таких примеров множество, и бороться с ними можно только постоянно проводя работу с персоналом. Как отметил г-н Едомский, в Коми работа проводится один раз в две недели.     

Еще одной проблемной точкой в защите электронного взаимодействия и услуг являются нестыковки в политиках различных ведомств. Так, та информация, которая в одном из подразделений госструктуры считается защищенной и охраняется, в другом может не относиться к таковой, что приводит к внутренним конфликтам безопасности.

Также сохранение безопасности зависит и от воли регулятора: по статистике, жизненный цикл правовых актов, регламентирующих тот или иной аспект работы электронного правительства, составляет всего лишь два года. Поэтому необходимо, чтобы система защиты информации была гибкой, адаптивной и комплексной.

Между тем, даже при таком вдумчивом подходе к безопасности многие аспекты остаются не понятыми. В частности, представители сразу двух региональных комитетов по информатизации отметили совпадение пиков сетевых атак на сервисы, причины которых остались не выясненными.   

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Регулирование

Ключевые слова: мининформсвязи, роскомнадзор

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода и Поволжья

25.11.2021 Библиотечное настоящее: есть ли место технологиям

18.11.2021 Приручить беспилотники

11.11.2021 AI Journey: ИИ и немного этики

10.11.2021 Блокчейн позволит сэкономить 10 миллиардов долларов на трансграничных платежах

25.10.2021 Документооборот на пути цифровой трансформации

20.10.2021 Спасительный лайфхак для классического ретейла

14.10.2021 Schneider Electric намерен ускорить декарбонизацию

12.10.2021 Mail.ru натянул VK на глобус

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

ITSZ.RU: последние новости Петербурга

03.12.2021 Билайн подвел итоги развития сети в Петербурге и Ленинградской области

25.11.2021 Библиотечное настоящее: есть ли место технологиям

18.11.2021 Приручить беспилотники

11.11.2021 AI Journey: ИИ и немного этики

10.11.2021 Блокчейн позволит сэкономить 10 миллиардов долларов на трансграничных платежах

25.10.2021 Документооборот на пути цифровой трансформации

20.10.2021 Спасительный лайфхак для классического ретейла

14.10.2021 Schneider Electric намерен ускорить декарбонизацию