rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Рунет переходит на стабилизационный сценарий

29 октября 2014 года Ассоциация электронных коммуникаций (НП «РАЭК) и Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) представили результаты исследования «Экономика Рунета 2013-2014». Рунет развивался в 2013 году по одному из самых мощных сценариев — инновационному. В 2014–2015 годах будет происходить замедление роста и переход на стабилизационный сценарий, что в принципе тоже не плохо. Рунет демонстрирует более-менее стабильный рост во всех сегментах, однако оптимистичные прогнозы по оборотам, которые дали эксперты, в 2014 году во многом связаны с понижением курса рубля, а не с рыночными показателями.

Летом 2014 года проникновение Интернета в России, по данным ФОМ, составило 62%. Согласно консервативному прогнозу, который исследователи считают более вероятным, к 2020 году этот показатель достигнет 76%. Согласно оптимистичному прогнозу, проникновение будет на уровне 82%.

Аудитория Рунета без Крыма в 2013 году приросла на 2 млн. 300 тыс., с Крымом — на 3 млн. чел. При этом в будущем Крым должен стать одной из наиболее серьезных задач для индустрии. Уровень развития Интернета в Крыму ниже чем, в среднем по Российской Федерации. Минкомсвязи не согласно с оценкой ФОМ, объясняя это тем, что исследование ФОМа не принимает во внимание инфраструктурные изменения, которые происходят в стране. К 2018 году должно быть закончено подключение большого количества населенных пунктов с населением свыше 250 человек к ШПД, что создает большую технологическую базу.

Годом ранее исследователями были спрогнозированы четыре сценария развития Рунета. В 2013 году развивался по одному из самых мощных — инновационному. В следующем году рынок зафиксируется на стабилизационном сценарии. Эксперты ожидают серьезного замедления нескольких рынков, в первую очередь, рекламного, а так же снижения покупательской активности пользователей. В связи с экономическим спадом и нехваткой инвестиционного капитала во многих рыночных сегментах будет происходить активная консолидация.

«На сегодняшний день мы балансируем между двумя сценариями. Мы еще не упали в стабилизационный сценарий, но уже точно выпали из инновационного. Мы находимся где-то посередине и всевозможные усилия со стороны бизнеса, так и со стороны государства могут привести к тому, что мы либо поднимемся, либо опустимся в стабилизационный сценарий. К сожалению, на сегодняшний день многие эксперты говорят, что мы опустимся, я и мы на нем зафиксируемся», — прокомментировал Сергей Плуготаренко, директор РАЭК.

«Все что показано в исследовании соотносится с нашими ожиданиями. Тенденция последнего года — переход с экстенсивного на интенсивный путь развития. Экономика растет за счет производительности труда.  Мы видим это как на традиционных интернет-рынках, так и на интернет-зависимых рынках», — отметил Алексей Волин, заместитель министра Минкомсвязи России.

Объем интернет-рынка оказался эквивалентным 1,6% ВВП России за 2013 год. 750 млрд. руб. составили рынки контента и сервисов, и 350 млрд. руб. — рынок электронных платежей. Темпы роста сохранились на уровне 2012 года, и в 2014 году прогнозируются на уровне 30%. Объем интернет-зависимых рынков составил 6 700 млрд. руб., что эквивалентно 10% ВВП России за 2013 год.

В этом году в исследовании была представлена новая кластеризация блоков рынков: реклама и маркетинг, инфраструктура, электронная коммерция и платежи, инвестиции, онлайн-игры и цифровые товары.

В блоке «Реклама и маркетинг» наиболее крупными традиционно являются контекстная реклама (57 млрд. руб.) и «Медийная реклама» (23 млрд. руб.). Однако темпы роста в этих сегментах по итогам 2014 года сократятся вдвое по сравнению с предыдущим годом. В принципе, сокращение ожидается и по другим сегментам.

Что касается инфраструктуры Рунета, то объем доменного рынка составил в 2013 году 2,5 млрд руб.; хостинг-индустрия выросла до 4,9 млрд руб.; объем рынка SaaS-решений (программное обеспечение как услуга) в Рунете был оценен в 4,3 млрд рублей в 2013 году с ожидаемым ростом в 11% в 2014 году.

Электронная коммерция — единственный блок, в котором прогнозируется высокий рост или сохранение роста на уровне 2013 года. Сфера электронной коммерции в России исследована в четырех сегментах: онлайн-ритейл в объеме 368 млрд рублей; электронные платежи в объеме 350 млрд рублей; рынок цифрового контента в интернете (видео, музыка, книги), который составил 5,8 млрд. руб.; сегмент онлайн-трэвел достиг отметки в 195 млрд руб., что составляет прирост 27% по сравнению с предыдущим годом и прогноз роста 45% в 2014 году.

Объем рынка цифрового контента составил 5,8 млрд. руб. Из них 35 млрд. руб. пришлось на игры, 2 млрд. руб. — на музыку, 3,2 млрд. руб. на видео и 0,6 млрд. руб. на книги и СМИ. По словам Сергея Плуготаренко, главным драйвером роста будет повышение доступности контента, то есть его цены, качества и «находибельности».

Интересные результаты показало дополнительное исследование – «Динамика изменения отношения российских интернет-пользователей к покупке легального цифрового контента».

Более 50% пользователей интернета активно потребляет контент в Сети (аудио, видео, книги, игры) в Сети. При этом доля активных пользователе выше чем год назад — более 75%. Прошлогоднее исследование показало переход со скачивания видео на его просмотр в онлайне. В этом году особенно заметен рост популярности потокового аудио. 48% пользователей предпочитают слушать музыку в онлайне, тогда как скачивают только 22%, предпочитая стимить, а не скачивать.

Пользователь не хочет платить за контент, однако платит. Готовность пользователей платить резко снизилась при росте платежей.  Год назад 40% были не готовы платить за доступ к легальному контенту в Сети, в 2014 таких пользователей — половина. Эксперты отмечают сильный психологический сдвиг, позитивный в целом для индустрии. По мнению Алексея Волина, существенное влияние на это оказало принятие антипиратского закона. 12% россиян (21% пользователей) готовы платить за легальный контент в Интернете. При этом у 13% россиян (22% пользователей) есть опыт покупки контента через Интернет.

Самой популярной формой платного контента является видео (73% от плативших), и игры (41% от плативших, наименее популярной — электронные книги (30% от плативших).

Наиболее популярной платформой для покупки (57% покупателей) контента остается персональный компьютер (или ноутбук), на втором месте мобильные устройства (34%). Со Smart-TV совершали покупки менее 5% пользователей. Таким образом покупательская активность мобильных пользователей в сегменте digital goods заметно выше, чем в сегменте физических товаров.

41% пользователей считает, что наиболее эффективная мера по борьбе с пиратством — это обеспечить доступность бесплатного или дешевого легального контента в сети, при этом популярность этой меры заметно выросла (35% год назад).

Можно сделать вывод, что в случае экономического спада, значительное количество пользователей готовы будут поменять свои привычки в пользу бесплатных альтернатив, не особо задумываясь при этом о легальности этих предложений и не умея их различать.

Также была представлена оценка рынка инвестиций и стартапов в Рунете. По данным Дмитрия Павлюченкова, заместителя директора по маркетингу и рекламе ФРИИ, средний размер сделки вырос почти вдвое. Число сделок на ранних этапах значительно сократилось. Так, в первые девять месяцев 2013 года средний размер сделки составлял $3,6 млн., а в первые девять месяцев 2014 года — $7,1 млн. 

Автор: Алексей Писарев (info@mskit.ru)

Рубрики: Интернет

Ключевые слова: через интернет, интернет сайт, интернет сеть, беспроводной интернет, домашний интернет, ШПД

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода и Поволжья

25.11.2021 Библиотечное настоящее: есть ли место технологиям

18.11.2021 Приручить беспилотники

11.11.2021 AI Journey: ИИ и немного этики

10.11.2021 Блокчейн позволит сэкономить 10 миллиардов долларов на трансграничных платежах

25.10.2021 Документооборот на пути цифровой трансформации

20.10.2021 Спасительный лайфхак для классического ретейла

14.10.2021 Schneider Electric намерен ускорить декарбонизацию

12.10.2021 Mail.ru натянул VK на глобус

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

ITSZ.RU: последние новости Петербурга