rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 

M&A в российском телекоме. Тенденции и особенности

Как отмечают эксперты, как в прошлом, так и в текущем году крупные российские операторы связи продолжают реализацию проектов по региональному развитию зачастую путем приобретения активов региональных операторов для выхода на новые территории и усиления своих позиций. Несмотря на то, что по количеству сделок по слияниям и поглощениям (M&A) российская телекоммуникационная отрасль занимает небольшую долю в общем количестве сделок M&A в России, по совокупному финансовому объему сделок телекоммуникационная отрасль занимает заметное положение. По словам экспертов, процесс консолидации и укрупнения отечественного рынка связи будет продолжаться и затронет большую часть рынка. При этом, по словам наблюдателей, процесс укрупнения рынка в России имеет свои особенности.

Если говорить о наиболее крупных и значимых M&A-сделках, которые произошли в текущем году в телекоммуникационной отрасли, то активно проявили себя в качестве покупателей в первую очередь крупные федеральные операторы связи, стремящиеся к усилению своих позиций на региональных рынках. В частности, летом текущего года телекоммуникационный оператор «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) объявил о приобретении 100% акционерного капитала одного из ведущих российских региональных операторов широкополосного доступа в сеть интернет и кабельного телевидения - группы компаний ЗАО «Мультирегион». Группа компаний «Мультирегион» предоставляет услуги широкополосного доступа в сеть Интернет и кабельного телевидения в 37 городах России. Сейчас ЗАО «Мультирегион» передан под управление оператору «Комстар», который также входит в Группу компаний МТС.

В свою очередь, оператор «МегаФон» также летом текущего года объявил о приобретении 100% акций ЗАО «Синтерра» у Группы «ПромСвязьКапитал» (Synterra Cyprus Limited (владеет 99,99% акций «Синтерры») и Burnham Advisors Limited (владеет 0,01% акций  «Синтeрры»). Сумма сделки составила $745 миллионов с учетом долга группы компаний «Синтерра» перед третьими сторонами. 

Если отмечать значимые сделки на региональных рынках, то, к примеру, уже упоминавшийся «Комстар» (входит в Группу МТС), совершил ряд покупок операторов в ЦФО, которые являются лидерами в городах своего присутствия. В частности, был приобретен оператор «ТензорТелеком» в Ярославле, оператор «ПензаТелеком» в Пензе и ряд других. На Северо-Западе ряд покупок совершил оператор «ПетерСтар» (являвшийся активом «Синтерры», а теперь являющийся активом «МегаФона»). Весной текущего года было объявлено о приобретении крупнейшего альтернативного оператора Мурманской области - компании ОАО «Северо-Западная компания по телекоммуникациям и информатике» (СЗКТИ). Покупка 98,51% акций актива была совершена в апреле 2010 года оператором «ПетерСтар». Также весной «ПетерСтар» объявил о приобретении активов альтернативного оператора связи «Выборгтелеком».

Примечательно, что и ОАО «ВымпелКом» («Билайн») который в части развития своей фиксированной сети в основном предпочитает осваивать новые рынки путем строительства собственных сетей отметился покупкой на территории СЗФО. Осенью текущего года «ВымпелКом» приобрел 100% активов одного из крупнейших альтернативных операторов фиксированной связи Мурманской области – компании «Поларком». Сумма сделки составляет 179 млн рублей. ОАО «Поларком» оказывает услуги фиксированной телефонной связи для корпоративных клиентов и физических лиц, используя собственную волоконно-оптическую сеть протяженностью около 250 километров. Выручка оператора по итогам 2009 года составила 156 млн рублей. Абонентская база «Поларкома», помимо широкого круга корпоративных клиентов, насчитывает более 5 тысяч абонентов в сегменте B2C.

Как отмечают эксперты, в целом процесс консолидации российского телекоммуникационного рынка является позитивным фактором как для крупных операторов, которые заинтересованы в расширении бизнеса за счет приобретения активов, так и для операторов меньшего масштаба, которые (при наличии подобного желания) имеют возможность предложить активы более крупным компаниям.

Тем не менее, по словам экспертов, на российском телеком-рынке процессы укрупнения имеют свои особенности. В телекоммуникационной отрасли есть ряд основных факторов, на которые как правило обращает внимание покупатель при сделках M&A, и на которых продавец в свою очередь акцентирует внимание при ведении переговоров по продаже: Это большая абонентская база и большой охват сети, которые дают значимую долю рынка, низкая себестоимость услуг, низкие коммерческие и административно-управленческие расходы. Однако в условиях консолидации рынка, по словам коммерческого директора компании «Комстар-Регионы» Дмитрия Багдасаряна, зачастую операторы, заинтересованные в продаже бизнеса, добиваются нужных показателей по указанным направлениям следующим образом: «Если тот, или иной оператор заинтересован в быстрой продаже бизнеса, то для увеличения показателя абонентской базы он зачастую делает демпинговые предложения, привлекая таким образом большее количество конечных пользователей, кроме того, зачастую абоненты, уже не пользующиеся услугами не отключаются от сети и продолжают числиться в абонентской базе. Для достижения большего охвата сети зачастую идет быстрая застройка территорий при которой не всегда соблюдаются все необходимые мероприятия. Экономия на инфраструктуре часто достигается за счет установки более дешевого и менее качественного оборудования и отсутствия модернизации сети», - говорит Дмитрий Багдасарян.  

Таким образом, по словам экспертов, не смотря на то, что консолидация активов на рынке полезна крупным игрокам, крупные операторы в итоге вынуждены конкурировать с большим количеством операторов, которые не задумываются о рентабельности услуг и готовы работать в убыток для того, чтобы показать большую абонентскую базу при ведении переговоров о продаже актива.

Несмотря на все вышесказанное, эксперты говорят о том, что процесс укрупнения  и соответственно покупки на российском рынке услуг связи будут продолжаться: «Крупных городов, где есть «свободное место» для развития сети собственными силами уже практически не осталось и развивать сеть собственными силами на таких территориях становится не выгодно. Таким образом крупные операторы будут продолжать выходить на новые для себя территории через покупку местных операторов. Консолидация будет продолжаться. С точки зрения развития рынка процесс укрупнения неизбежен и затронет большую часть рынка.  Купят многих, но конечно не всех, поскольку ряд не очень больших региональных операторов, которые эффективно ведут бизнес, на рынке безусловно останутся. В этом отношении показательным служит пример рынка сотовой связи, на котором и сейчас продолжают успешно работать некоторые компании, не являющиеся федеральными сотовыми операторами. Если говорить о сроках, то, по моему мнению, к 2012 году рынок фиксированной связи в России перейдет в фазу окончания большого количества слияний и поглощений», - отмечает Дмитрий Багдасарян.      

Ранее по этой теме:

11 ноября 2010 г. «ВымпелКом» объявляет о приобретении одного из ведущих альтернативных операторов связи Мурманской области 

8 октября 2010 г. «МегаФон» «стреляет дуплетом». В Петербурге

19 июля 2010 г. «Мультирегиональная» покупка МТС

4 июня 2010 г. Новая метла по-быстрому метет. У «Синтерры» новый генеральный директор из «МегаФона»  

27 мая 2010 г. «Синтерра» взялась серьезно. За северо-западные активы

Автор: Денис Шишулин (info@mskit.ru)

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет, Финансы

Ключевые слова: слияние поглощение

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода и Поволжья

18.04.2024 В России на 30% вырос спрос на ИБ-специалистов, умеющих работать с искусственным интеллектом

09.04.2024 Яндекс представил Карты с персональными рекомендациями

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

ITSZ.RU: последние новости Петербурга