Добавить новость
Добавить компанию
Добавить мероприятие
Российский рынок NFC. Молодой и перспективный
19.07.2012 07:00
версия для печати
Основными преимуществами NFC-технологии обычно называют быстроту оплаты товаров и услуг и удобство. Технология позволяет существенно сократить время обслуживания клиентов в магазинах, в кафе, на АЗС, на общественном транспорте и так далее, а также внедрять такие инновационные сервисы, как, например, электронный ключ от дома, пропуск на предприятие, контроль рабочего времени. В исследовании J'son & Partners Consulting отмечено, что рынок NFC в России имеет огромный потенциал, поскольку в его развитии заинтересованы как поставщики услуг (банки, мобильные операторы, платежные системы, вендоры, розничные магазины и прочие), так и конечные пользователи. В частности, за счет NFC-сервисов операторы мобильной связи смогут повысить лояльность абонентов и компенсировать падение ARPU, банки – сократить наличные платежи и снизить издержки, а розничный сектор – увеличить товарооборот за счет ускорения обслуживания и повышения лояльности. Основные участники зарождающегося рынка NFC в России это «большая тройка» мобильных операторов, крупнейшие банки и платежные системы. Из примеров проектов с использованием технологии NFC можно отметить, что МТС реализует NFC-проекты «Быстрая заправка» на автозаправках «ЛУКОЙЛ», оплата товаров в торговых автоматах компании UVENCO (оба в Перми). Кроме того, весной текущего года было запущено совместное с MasterCard и «МТС-Банк» платежное решение на основе технологии NFC для бесконтактной оплаты товаров и услуг с телефона по технологии MasterCardPayPass. «МегаФон» и «ВымпелКом», в свою очередь, предлагают услуги по бесконтактной оплате проезда в Петербургском метрополитене. Также, в частности у «МегаФона», есть ряд «точечных» проектов, среди которых, например, проект столичного филиала «МегаФон» совместно с «Мастер-Банк», в рамках которого реализована возможность оплаты счета в московском ресторане «Rock-Vegas» с баланса мобильного телефона используя NFC-наклейки. Отметим также, что восемь российских банков являются эмитентами бесконтактных карт PayPass, использование которых значительно сокращает время обслуживания клиентов в сфере розничной торговли и услуг. По прогнозам J'son & Partners Consulting, объем рынка операторских мобильных платежей «большой тройки» сотовых операторов в 2012 году составит около 15-18 млрд рублей. При оптимистическом прогнозе, к 2017 году объем мобильных платежных трансакций в России, выполненных при помощи устройств с поддержкой NFC, превысит 50 млрд рублей, то есть составит около 1% мирового рынка. Большая часть опрошенных экспертов оценила этот показатель по итогам 2011 года в сумму менее 30 млн рублей, а прогноз на 2012 год – 30-150 млн рублей. В целом, в настоящее время в России, по мнению J’son & Partners Consulting, реализуются пилотные проекты для демонстрации возможностей NFC, отработки тарификации и технологических аспектов, бизнес-моделей. «Основные сдерживающие факторы развития NFC в России – это низкая информированность потенциальных пользователей о возможностях данной технологии, недостаточное развитие инфраструктуры и несовершенство российского отраслевого законодательства. С другой стороны, ключевые преимущества бесконтактных платежей – быстрота и удобство совершения платежей в итоге перевесят постепенно сглаживающиеся проблемы, и рынок начнет расти ускоренными темпами», - отмечено в исследовании J’son & Partners Consulting. Еще одним фактором, влияющим на развитие рынка услуг с использованием NFC, является наличие соответствующей инфраструктуры и абонентских устройств. По данным середину июня 2012 года, в России были доступны 28 моделей телефонов и коммуникаторов с поддержкой NFC от восьми производителей: Nokia (7 моделей), RIM и Samsung (по 6 моделей), Sony (3 модели), HTC, LG (по 2 модели), Fly и Panasonic (по 1 модели). Стоимость моделей телефонов с поддержкой NFC варьируется от 6,4 тысяч рублей (Samsung Wave 578 S5780) до 70 тысяч рублей (BlackBerry Porsche Design P’9981). При этом, по данным J’son & Partners Consulting, в России наблюдается существенный рост доли продаж телефонов с поддержкой NFC - с 0,7% в четвертом квартале 2011 года до 1,2% в первом квартале 2012 года. Тем не менее, эксперты J’son & Partners отмечают: «Для конечного пользователя NFC в России – это маловажная опция, которая фактически не оказывает влияние на потребительский спрос и продажи смартфонов. На данном этапе развития рынка использовать телефоны с поддержкой этой технологии в российских проектах, как правило, нельзя. Для этого необходим специальный NFC-модуль, который устанавливается в телефон, либо банковская карта с поддержкой NFC. Тем не менее, в перспективе можно ожидать усиления этого фактора». Как показал опрос экспертов из сферы ИКТ, проведенный J’son & Partners Consulting совместно с компанией Smartest в июле 2012 года, эксперты прогнозируют, что основными отраслями, в которых технология NFC будет наиболее перспективна в ближайшие 1-3 года, являются общественный транспорт, розничная торговля и сфера услуг, а также реклама и маркетинг. Что касается «портрета клиента» услуг с использованием технологии NFC, как показал опрос владельцев мобильных телефонов в городах-миллионниках, проведенный J’son & Partners Consulting совместно с компанией Smartest в июле 2012 года, 8,6% респондентов уже используют технологию бесконтактных платежей. В то же время, почти половина (48,8%) ничего не слышала об этой технологии, а 42,6% информированы о ней, но по тем или иным причинам ее не используют. 13,4% из числа опрошенных пользователей ответили, что их банковская карта поддерживает бесконтактные платежи, а более половины респондентов (53%) не знают об этом. 6% пользователей ответили, что их смартфон позволяет бесконтактно оплачивать товары и услуги, в то время как 48% не осведомлены об этом. Наряду с вышеприведенными данными, в исследовании J’son & Partners отмечено, что более 90% пользователей хотели бы использовать свой мобильный телефон как универсальное средство («мобильный кошелек», проездной, пропуск на предприятие и так далее) либо выразили свой интерес к этому сервису. Более всего пользователи оказались информированы о таких сервисах NFC как оплата товаров в магазинах, парковок и заправок, а также проезда в общественном транспорте и билетов на мероприятия. Основные сдерживающие факторы, препятствующие более интенсивному развитию NFC в России – это опасения пользователей по поводу безопасности транзакций и сохранности персональных данных, недостаток инфраструктуры и информации об услуге. Автор: Тимофей Белосельцев (info@mskit.ru) Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг, Финансы Ключевые слова: абоненты мобильной связи, услуги мобильной связи, операторы мобильной связи россии, мобильная связь, сотовые операторы, мобильные операторы, операторы мобильной связи, абоненты сотовой связи, сотовые телефоны, мобильные, сотовые, vas-услуги, vas-сервисы
наверх
Для того, чтобы вставить ссылку на материал к себе на сайт надо:
|
||||||
А знаете ли Вы что?
NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода и Поволжья13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендингаз> 31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборотаз>
|
||||